перевод, осуществляемый на более высоком уровне, чем тот, который достаточен для передачи неизменного плана содержания при соблюдении норм языка перевода.
Такое впечатление сложилось после вольногоперевода четверостиший Омара Хайама англичанином Эдвардом... Дословный перевод стихотворения выглядит так:
«Печаль убью я чашей в один манн.... Вольные интерпретации переводчиков привели к тому, что Державин представил версию в виде вольной пирушки... – обогащу веселия азы
Трехкратный дам развод и Разуму, и Вере
А разведясь, женюсь на дочери лозы (перевод... Переводчикам с фарси открывается целое поле для экспериментальных переводов рубаи Хайяма.
В статье анализируется переводческая концепция В.В. Набокова в ее эволюции от предпочтения вольного перевода и переложения («Николка Персик», «Аня в Стране Чудес») до утверждения принципов «истинного» перевода, по критериям точности, адекватности и соразмерности соотносимого с концепцией перевода «буквального» (антология «Три русских поэта», «Герой нашего времени»).
Однако для средневековой теории и практики перевода центрально место занимали переводы Библии, соборных... Противостояние в византийском языкознании буквального и вольногопереводов
Во все времена существенным... :
буквальный перевод – эквивалентная замена языковых знаков;
вольныйперевод – передача общего содержания... и отстаивал перевод текстов по смыслу.... А греческий учёный Вильгельм Мербек популяризовал составление буквалистических переводов.
В статье исследуются трансформации некоторых мотивов стихотворений русских поэтов XIX-XX вв. в вольных переводах Г. Тукая. Установлено, что в стихотворениях Тукая мотивы переводимых произведений подвергаются количественным (редукция, приращение мотивов) и качественным изменениям (семантическая трансформация мотивов). Трансформации мотивов в процессе перевода обусловлены понятийно-смысловыми лакунами (отсутствием в татарском языке и культуре отдельных понятий и концептов, определяющих семантику мотивов переводимых стихотворений), ориентацией на горизонт ожидания татарского читателя, формировавшийся на основе рецепции восточной поэзии.
аналитическая в том смысле, что перевод невозможен без анализа смыслового содержания оригинала (информационная ориентация), и интегративная в том смысле, что перевод предполагает не только членение информации, но и ее интеграцию в более широкие связи деятельности.