Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-психологическая компетентность

Предмет Конфликтология
👍 Проверено Автор24

(от лат. competens – соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав C.– п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния др. людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место др. C.– п. к. формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность (Л. А. Петровская, 1992). Одним из центральных компонентов С.– п. к. является конфликтологическая компетентность. Конфликт – наиболее опасное и деструктивное явление в системе межличностных отношений. Поэтому исследование и формирование С.– п. к. у каждого человека выступает важнейшим теоретическим и прикладным направлением конфликтологии. Наиболее интенсивно развитие С.– п. к. происходит в детском, подростковом и юношеском возрасте.

Научные статьи на тему «Социально-психологическая компетентность»

Психологическая культура и социальная компетентность личности – сходство и различие понятий

Сущность социальной компетентности личности Социальная компетентность личности представляет собой интегративное...
Благодаря социальной компетентности человек получает умение осуществлять социальные технологии в основных...
опережают развитие образования, характеризуют социальную компетентность личности....
Психологическая культура и социальная компетентность личности схожи между собой, поскольку их объединяет...
Так, сфера исследования «Психологической культуры» более узкая, а область изучения «Социальной компетентности

Статья от экспертов

Психологическая и социальная компетентности будущих специалистов

В статье проведен обзор психологической и социальной компетентностей в психологопедагогической литературе; определены особенности психологической и социальной компетентностей будущих специалистов фармации и значение психолого-педагогической подготовки как важной составляющей профессионального образования. Авторы выделяют психологические требования к аптечным работникам; формы и методы формирования психологической и социальной компетентностей будущих специалистов.

Научный журнал

Формирование социально-психологической компетентности психологов ОВД

Социально-психологическая компетентность психологов ОВД — это важный компонент профессионального мастерства...
В качестве основного компонента структуры социально-психологической компетентности психолога органов...
тактико-психологических умений и навыков, включенных в социально-психологическую компетентность сотрудника...
Психологический контакт является важным аспектом формирования социально-психологической компетентности...
Формирование социально-психологической компетентности В качестве одного из способа формирования социально-психологической

Статья от экспертов

Социально-психологическая компетентность педагогического персонала

Выявлены и рассмотрены основные обязанности участников учебно-воспитательного процесса. Даны определения профессиональной компетентности. Предложена классификация компетентностей в педагогической деятельности.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Конфликтология»

Автокоммуникация

естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

🌟 Рекомендуем тебе

Деструктивные функции конфликта

разрушающее воздействие конфликта на социальную систему, включая психику личности. Д. ф. к., как правило, наиболее очевидны и поэтому чаще всего фиксируются в индивидуальном и массовом сознании. По отношению к оппонентам Д. ф. к. проявляются следующим образом: 1) большинство конфликтов оказывают выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) эскалирующие конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. Большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты; 3) конфликт обычно сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта; 4) конфликт – это деструкция межличностных отношений. Особенно ухудшаются отношения между оппонентами в ходе конфликта. В большинстве случаев после завершения конфликтов между госслужащими их отношения еще более ухудшаются. Это связано с тем, что часто один из оппонентов вынужден увольняться (Д. Л. Моисеев, 1997); 5) конфликт формирует негативный образ другого, который способствует закреплению негативной установки по отношению к нему. Отсюда – предвзятость, готовность действовать в ущерб ему; 6) конфликты могут негативно отражаться на эффективности деятельности оппонентов; 7) конфликт закрепляет в социальном опыте личности (группы) насильственные способы решения проблем. Победив с помощью насилия, человек воспроизводит этот опыт в др. ситуациях социального взаимодействия; 8) конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они способствуют формированию у человека неверия в торжество справедливости. Конфликт оказывает воздействие на микро– и макросоциальную среду. Влияние конфликта на социальную группу, где он происходит, зависит от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства: а) конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе; б) конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения, на социально-психологический климат группы. Исследования показывают, что в результате деструктивного завершения конфликтов ухудшаются взаимоотношения в 20–30 % случаев; в) частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности; г) почти в каждом третьем конфликте ухудшается качество совместной деятельности. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15–16 % ситуаций. Это происходит в случаях, когда: конфликт не разрешился; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт был длительным, а победа правого оппонента оказалась пирровой; в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.

🌟 Рекомендуем тебе

Управление конфликтом

целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot