Психологическая культура — это осведомленность человека о важнейших процессах психики, особенностях собственной психики и психики других людей, способах самоконтроля и саморегуляции.
Основа психологической культуры
Существование и функционирование психологической культуры связано с пространством межличностных и внутриличностных отношений. Она предопределяет нормы, правила и технику данных отношений, сосредоточив опыт обращения человека с человеком, включая общение индивида с самим собой.
Опыт фиксируется:
- Людьми,
- В способах живого общения,
- В текстах (художественных, научных, религиозных),
- В произведения искусства (кино, театр, живопись, скульптура, музыка),
- В традициях и обрядах.
Именно этот тип культуры способен сделать человека человеком. При ее усвоении он овладевает специфически человеческими способами обращения с другими и с самим собой. Это способствует овладению собственной психологической природой. Таким образом, человек становится субъектом своего бытия и личностью. Именно в данных качествах он начинает представлять собой живого носителя психологической культуры.
Психологическая культура имеет отдельное положение среди всех других типов культур, пронизывая их в содержательном плане. В качестве неотъемлемого элемента любой культуры выступает человек. Культура человекоцентрична, создана человеком и для человека.
Например, технический тип культуры предписывает правила обращения человека с соответствующими техническими объектами (бытовые приборы, автомобили, компьютер и т. д.). Но при разработке правил принимаются во внимание функциональные характеристики и возможности не только этих объектов, но и их пользователей (особенности восприятия, внимания, мышления, эмоции и мотивы).
Высокая степень развития психологической культуры помогает обеспечить более эффективное взаимодействие индивида с предметной средой и со своим организмом. Она существенно повышает человеческие возможности.
Например, психологически грамотные пользователи компьютера умеют организовать режим своей работы, исключающий возникновение переутомления, игровой зависимости или прочих отрицательных последствий. По этой причине формирование психологической культуры — это важный элемент профессиональной подготовки любого специалиста.
Психологическая культура способна обеспечивать более эффективные способы обращения индивида с самим собой в качестве субъекта, личности и неповторимой индивидуальности. В любой сфере социального бытия она может повысить качество жизни, сберечь от ненужных потерь, неудач, конфликтных столкновений и психологических травм. Она делает людей более успешными.
Сущность социальной компетентности личности
Социальная компетентность личности представляет собой интегративное социальное качество личности. Оно включает ясное и ценностное понимание социальной действительности, наличие конкретного социального знания в качестве руководства к действию. Феномен предполагает субъектную способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству. Благодаря социальной компетентности человек получает умение осуществлять социальные технологии в основных областях жизнедеятельности.
Вопрос о социальной компетентности не теряет актуальности в силу ряда обстоятельств, имеющих общий и частный характер. С увеличением влияния человеческого капитала растет роль образования, подготовки специалистов. Образовательная политика нашей страны учла не только общенациональные интересы, но и общие мировые тенденции развития. Она предполагает:
- Рост и расширение возможностей социально-политического выбора, что предполагает потребность в повышении уровня готовности людей к данному выбору;
- Существенное расширение масштаба межкультурного взаимодействия;
- Рост значения человеческого капитала.
Способность осуществлять политический и социальный выбор, коммуникабельность и толерантность, которые опережают развитие образования, характеризуют социальную компетентность личности. Но, с теоретической точки зрения, главным в социальной компетентности остается понятие человеческого капитала.
Сходство и различие понятий
Человек с момента рождения начинает общаться с другими людьми. Часто люди, которые отличаются высокими достижениями в исследовании явлений материального мира, могут оказаться беспомощными в сфере межличностных отношений. По этой причине необходимо изучать правила взаимодействия с людьми. Это поможет стать социально полноправным членом общества. Говоря иначе, коммуникация будет эффективна только в том случае, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в определенной ситуации.
Для эффективного взаимодействия людей друг с другом каждый человек должен понять и познать самого себя. В этом познании помогает психологическая культура, которая представляет собой теорию познания человеком самого себя. Ее нужно рассматривать в качестве специфического феномена гражданского общества, который находит формы институциализации в образовательных программах общего и специального образования.
После получения умения контролировать своё поведение, владеть эмоциями и чувствами, определенно мыслить (проявления психологической культуры), человеку необходимо переходить к овладению навыками социальной компетентности. Она является интегративным личностным образованием, которое объединяет в систему знания человека об обществе и самом себе.
Психологическая культура и социальная компетентность личности схожи между собой, поскольку их объединяет понятие личности. Если первая из них дает возможность личности познать себя, то вторая направлена на то, чтобы личность смогла интегрировать внутренние и внешние ресурсы. Эти категории помогают достигать социально-значимые цели и решать проблемы. Оба этих понятия не должны существовать порознь.
Различие данных понятий состоит в том, что у них различные области изучения. Так, сфера исследования «Психологической культуры» более узкая, а область изучения «Социальной компетентности» считается более широкой.