Социально-психологическая компетентность психологов ОВД — это важный компонент профессионального мастерства сотрудников правоохранительной системы. Это качество дает им возможность помогать другим сотрудникам и грамотно решать профессиональные задачи. Компетентность формируется в рамках деятельности, служа условием ее эффективного выполнения и являясь ее результатом.
Компоненты компетентности сотрудника ОВД
Профессиональное мастерство психологов ОВД не должно исчерпывать необходимого сотруднику профессионализма. Для него должно быть характерно комплексное образование, которое включает личностные составляющие (профессиональная направленность, профессиональные способности, ПВК, профессиональная образованность, профессиональная опытность, культура организации личного труда и др.).
Если взять за основу данные различных исследований и определение социально-психологической компетентности, то можно создать представление о структуре данного понятия. Здесь важно учитывать специфику работы специалиста правоохранительной системы.
В качестве основного компонента структуры социально-психологической компетентности психолога органов внутренних дел выступает подструктура знаний. Она состоит из наличия специальных профессионально-психологических знаний, которые адаптируются к деятельности, осуществляемой сотрудником.
Знания психолога ОВД должны включать:
- Информацию из сферы юридической психологии, ставшие достоянием сознания, памяти и регуляторами в профессиональной деятельности сотрудника;
- Определенный объем знаний из сферы положений юридической психологии и конкретных сведений по психологии осуществляемой деятельности;
- Знания, которые сочетают психологическую фундаментальность и профессиональную адресность (теоретическую и практическую направленность).
Полезность знаний будет расти в том случае, когда они профессионально и практически осмысливаются работником. Он должен оценить их в качестве конструктивной основы для ведения соответствующей правоохранительной деятельности. В данной системе предусмотрены и операциональные знания. Они представляют собой конкретные сведения о способах применения знаний. Благодаря им психолог ОВД помогает другим сотрудникам повышать эффективность решения профессиональных задач.
Система профессионально-психологических знаний, которая требуется психологу ОВД, имеет общую основу (например, основы юридической психологии). Наряду с этим, происходит ее конкретизация с учетом специфики деятельности, осуществляемой данным сотрудником. Формирование таких знаний и является одной из задач профессионально-психологической подготовки.
Еще один компонент структуры психологической компетентности сотрудника правоохранительной системы представлен профессионально-психологическими умениями и навыками. Среди них можно выделить аналитико-психологические, тактико-психологические, а также технико-психологические навыки.
Особенности социально-психологической компетентности психолога, работающего в органах ОВД
Среди различных тактико-психологических умений и навыков, включенных в социально-психологическую компетентность сотрудника ОВД, особую роль играет умение работника устанавливать психологический контакт при общении с коллегами и гражданами. Психологический контакт в работе органов правоохраны заключается в проявлении работником и гражданином взаимного понимания и уважения.
Психологический контакт обуславливает возникающие на его основе доверительные отношения. Они отличаются локальностью, так как обладает узкой зоной развития. Это не всеобъемлющее доверие, а договоренность, которая ограничена соответствующей информацией по определенному вопросу. Как правило, оно бывает временным и не выходит за пределы выполняемого психологом профессионального действия и ситуации.
Психологический контакт является важным аспектом формирования социально-психологической компетентности сотрудников ОВД. Он состоит в определенном консенсусе (договоренности, согласия). Тем не менее, формирование подобного парциального или разового контакта становится очень важным.
Есть несколько социально-психологических факторов, которые помогают в установке психологического контакта:
- Психологическая значимость (сложность, опасность субъективного или объективного характера дела, проблемы, по поводу или в контексте которых производится общение и психологом осуществляется попытка установить психологический контакт);
- Психология и социальная позиция гражданина, выбранная им линия и тактика поведения, психическое состояние;
- Психологические аспекты обстановки, в которой производится коммуникация;
- Психология человека;
- Психологическая эффективность используемых сотрудником приемов общения и установки контакта.
Формирование социально-психологической компетентности
В качестве одного из способа формирования социально-психологической компетентности психолога выступает выбор стиля коммуникативного взаимодействия, оптимального для данной ситуации общения. Стиль общения выступает как комплекс устойчивых особенностей и способов коммуникации. Он характерен для каждого человека.
Базовая характеристика стиля общения психолога правоохранительной системы представлена гибкостью, владением широким арсеналом коммуникативных средств и ресурсов. В основе всего этого лежат зрелые гуманистические ценности общения.
Стиль общения каждого сотрудника должен быть индивидуализирован. Для него должны быть присущи неповторимые и уникальные черты, которые относятся к особенностям личности и характера. В стиле общения максимально ярко выражены исполнительские и коммуникативные возможности работника. Эффективные стили общения позволят инструментально осуществить реализацию коммуникативного потенциала личности.