Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Регуляции школа

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

по мнению группы французских экономистов, известной под названием Французской школы экономической регуляции, не существует постоянных, внеисторических экономических принципов капитализма, поскольку капиталистическое экономическое развитие определяется институциональными и социальными факторами, различными в различные исторические периоды. Эти факторы включают социально-классовые отношения и политическое действие. Теоретические работы представителей этой школы и предложенные ими подробные исторические описания капиталистического развития, в частности, анализ американского опыта (Aglietta, 1979) оказали значительное влияние на социологов и политологов, занимающихся изучением кризисов и изменения капитализма в конце ХХ в. Особый интерес вызвал анализ ее представителями очевидного упадка фордизма как господствующего способа экономической, политической и социальной организации, а также анализ постфордизма. Согласно теории регуляции, капитализм развивается, проходя ряд различных фаз или способов развития. Каждый способ предполагает особый режим накопления, особый тип экономической активности, имеющей свою внутреннюю динамику, и особый способ регуляции, то есть институциональные структуры, регулирующие те отношения, которые являются ключевыми для всех капиталистических экономик (хотя формы этих отношений зависят от конкретного режима). Способы регуляции определяют форму отношений между трудом и капиталом, характер конкуренции между фирмами, денежные и кредитные механизмы, включение национальной экономики в экономику международную и форму государственного экономического управления. Каждый способ развития имеет свои собственные источники противоречий и нестабильности, вместе с тем кризисы, которые они порождают, какое-то время поддаются урегулированию. Однако со временем кризисы становятся более острыми, и урегулировать их уже не удается, что ведет к структурном у кризису нерегулируемых конфликтов между социальными классами, компаниями, группами политических интересов и правительствами. На основе этой борьбы возникают новые способы регуляции, но поскольку исход борьбы заранее не известен, предсказать новые способы развития невозможно. В истории индустриального капитализма на Западе выделяются три способа развития. Они отражают различные комбинации двух режимов накопления — экстенсивного и интенсивного, и двух способов регуляции — конкурентного и монопольного. Экстенсивные режимы основаны на цеховом производстве (craft production), когда экономический рост достигается за счет найма большего числа работников, увеличения продолжительности рабочего дня и интенсификации усилий рабочего. При этом как потенциал повышения производительности труда, так и потенциал расширения рынков потребления ограничены. При интенсивных режимах экономический рост достигается посредством инвестиций в новые производственные технологии, повышающие производительность труда и создающие потенциал для массового потребления. Представители школы регуляции проявляют особый интерес к отношению между капиталом и трудом, в частности, к трудовому процессу и наемному труду. Их анализ способов регуляции сосредоточен главным образом на этом узком аспекте более широкого феномена регуляции. Конкурентная регуляция характеризуется цеховым контролем над трудовым процессом; в данном случае зарплата и цены определяются конкуренцией. Монопольный способ характеризуется использованием в трудовом процессе принципов научного менеджмента, при этом цены фиксируются компаниями путем сговора, а уровень зарплаты является результатом коллективного соглашения работодателей с профсоюзами наемных работников и государственного вмешательства в экономику. Первым способом развития капитализма, существовавшим в XIX в., был экстенсивный режим с конкурентным способом регуляции. Классовая борьба и техническое изменение в США в начале ХХ в. привели к дестабилизации этого способа. Новый способ развития был основан на интенсивном накоплении и развитой форме конкурентной регуляции. Существование этого способа было недолгим, поскольку массовое производство в режиме накопления требовало гарантированных и стабильных рынков массового потребления, обеспечить которые данный способ регуляции не мог. Это противоречие породило структурный кризис чрезмерного инвестирования (overinvestment) и недопотребления в сочетании с классовой борьбой — Великую депрессию 1930-х гг. Третий способ развития совмещал интенсивное накопление с монопольным способом регуляции и способствовал разрешению противоречия между производством и потреблением, заложив основы массового потребления. Этот способ, господствовавший в США и других странах в середине ХХ в., получил название «фордизм». Однако непрерывное совершенствование фордистской производственной системы привело к сокращению темпов роста производительности, что вызвало в конце 1970-х гг. новый структурный кризис, который определялся представителями школы регуляции как кризис производительности. Критики данной школы утверждают, что приоритет, отдаваемый ею регуляции отношения между трудом и капиталом, в особенности трудовому процессу, наемному труду и классовой борьбе, ведет к ошибочным односторонним объяснениям. Утверждается также, что предлагаемое ею историческое описание западного капитализма в ХХ в. может быть неточным, поскольку фордистские производственные методы господствовали только в тех отраслях, в которых в больших объемах производились стандартизированные товары для массового потребления, во многих же других отраслях распространенными были различные варианты цехового производства, тогда как в некоторых экономиках (например, в Германии) фордистские методы вообще не имели столь уж существенного значения. Более того, в индустрии США в 1980-е гг. темпы роста производи тельности труда не снижались, поэтому источник экономических неурядиц следует искать в чем-то другом.

Научные статьи на тему «Регуляции школа»

Экспериментальное исследование нейропсихологических факторов, вызывающих трудности обучения в начальной школе

Определение 1 Экспериментальное исследование факторов, вызывающих трудности обучения в начальной школе...
Развитие произвольности представляет собой основной показатель готовности ребенка к школе....
Она предназначена для регуляции всех психических процессов, включая восприятие, память, мышление и др...
школьного возраста, поскольку степень сформированности произвольной регуляции в этот период во многом...
Одна из причин плохого усвоения информации в начальной школе представлена низкой мотивацией учебы.

Статья от экспертов

Пространственная экономика в работах представителей французской школы регуляции

Рассмотрены взгляды представителей французской школы регуляции на трансформации, произошедшие в пространственной экономике. Выделены основные теоретические схемы, в рамках которых проводят исследования французские ученые. Подробно рассмотрена концепция local governance, ее истоки и основные проблемы, которые она поднимает.

Научный журнал

Особенности развития произвольной регуляции в младшем школьном возрасте

По данным ученых, на момент поступления в школу ребенок встает на новую ступень развития личности....
Психологические исследования показали, что в полной мере к учебе в школе готовы около 17 % семи- и 6...
аспект регуляции....
зрительно-моторной координации (гештальт тест Бендер); Развитие мелкой моторики и мотивация прихода в школу...
При поступлении в школу берутся к вниманию и показатели здоровья в соответствии с данными медицинских

Статья от экспертов

Характеристика эмоционально-волевой регуляции школьников при переходе из начальной школы в среднюю

Практический опыт показывает, что импульсивное поведение, неумение слушать и понимать учителя, подчиняться его требованиям, а также нарушение норм и правил школьной жизни в процессе школьного обучения обуславливается недостаточным развитием эмоционально-волевой регуляции. В статье описываются особенности эмоционально-волевой регуляции при переходе из начальной школы на вторую ступень образования.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Природное

существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей.

🌟 Рекомендуем тебе

Трудового процесса подход

Г. Браверман в работе «Труд и монополистический капитализм» (Braverman, 1974) утверждал, что трудовой процесс в развитых капиталистических экономиках детерминируется капиталистическими общественными отношениями и не является продуктом технологических или организационных факторов, предъявляющих свои собственные требования вне зависимости от формы собственности. По его мнению, способ организации трудовых процессов отражает присущий капитализму антагонизм, основанный на эксплуатации труда капиталом. Этот антагонизм означает, что менеджеры, представляющие капитал в современных корпорациях, не могут рассчитывать на добровольный усердный и эффективный труд наемных работников по производству прибавочной стоимости. Когда работодатели нанимают работников, они покупают способность к труду — рабочую силу, — а не фиксированную величину производительности или усилий, и им необходимо превратить эту способность в эффективную работу. Менеджеры, вследствие этого, ищут пути максимального увеличения своего контроля над трудовым процессом и сведения к минимуму такого контроля со стороны рабочих. С этой точки зрения, эволюция производственной технологии и организация работы определяются потребностью капитала в господстве над трудовым процессом и в ослаблении способности рабочих к сопротивлению. Исторически менеджеры пытались достичь этого посредством введения принципов научного менеджмента в сфере организации труда и новых технологий, менее зависимых от квалификации рабочих, что в целом вело к деквалификации труда. В будущем менеджеры смогут максимально сократить зависимость от рабочих, заменив людей автоматизированным оборудованием в тех случаях, когда это возможно. В то же время, поскольку прибыльность капитала может быть повышена за счет снижения стоимости труда, усилению тенденции к деквалификации и к технологическому замещению с целью удешевления труда способствуют и экономические факторы. Идеи Бравермана способствовали серьезному интеллектуальному сдвигу в индустриальной социологии, который привел к новому отношению к природе трудового процесса, включая эволюцию менеджерских практик и производственной технологии, а также характер социальных отношений, связанных с производством. Последующие исследования сосредоточивались на двух вопросах — деквалификации и менеджерского контроля стратегиях, и к настоящему времени аргументы Бравермана стали выглядеть значительно слабее. (1) Длительная тенденция к автоматизации производства и рутинных офисных задач привела к сокращению возможностей найма, но не оказала необходимого воздействия на квалификацию работников. Новые технологии порождают новые квалификации, например, в области дизайна и технического обслужива ния, тогда как данные о деквалификации производства и рутинной офисной работы неубедительны, поскольку может быть найдено множество примеров как деквалификации, так и переквалификации. (2) Сопротивление наемных работников процессу деквалификации и строгому контролю над ними часто препятствовало политике менеджмента и вело к ее смягчению, в особенности там, где были сильны позиции профсоюзов. (3) В настоящее время менеджеры считают, что строгий контроль над процессом труда связан с неприемлемыми издержками. В тех областях, где автоматизация развита не в такой степени, чтобы можно было вообще обойтись без наемного труда, тщательный надзор может требовать значительных финансовых затрат. Если компании могут сократить свой контролирующий персонал и, тем не менее, достигать адекватного уровня производительности работников, то существуют весомые стимулы к принятию подобных мер. Многие компании расширяют круг задач, выполняемых наемными работниками, включая в их число такие традиционные задачи контроля, как инспекция, контроль за качеством и ответственность за организацию работы. В настоящее время считается, что повышение степени ответственности и независимости работников способствует повышению производительности и улучшению качества. Согласно теории гибкой специализации, компании испытывают потребность в найме людей, обладающих множеством квалификаций или умений (что часто обозначается как «поливалентность»), для того, чтобы работать с новыми технологиями и справляться с быстрыми изменениями продукции, характерными для многих производственных отраслей, а также для того, чтобы предоставить своим работникам большую свободу действий. За пределами производственной сферы и рутинного офисного труда строгий менеджерский контроль может быть еще более неприемлем. В тех областях, где работники имеют дело непосредственно с клиентами, как, например, в сфере розничной торговли, клиенты реагируют с большей благосклонностью, когда служащие обладают достаточной свободой действий для того, чтобы удовлетворить их личные запросы. Многие виды работ, выполняемые техническими специалистами и профессионалами, с трудом поддаются деквалификации или технологической замене, при этом люди, занятые такой работой, обычно ожидают, что им будет предоставлена значительная свобода действовать по собственному усмотрению, вследствие чего строгий контроль может быть контрпродуктивным. Таким образом, менеджменту необходимо использовать различные стратегии, а не какую-либо одну. (4) Общий вывод заключается в том, что анализ Бравермана в целом не соответствует состоянию современной экономики. Однако его положения могут быть уместными в некоторых немногочисленных случаях, когда по-прежнему используются принципы фордизма.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot