Произвольная регуляция - это способность человека действовать целенаправленно, работать без отвлечений, поставить себе четкую цель и неуклонно следовать к ней.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Развитие произвольной регуляции в младшем школьном возрасте происходит в самом начале работы с педагогом. Школьник постепенно начинает овладевать структурой учебных действий. Это способствует проявлению определенных психических новообразований.
По данным ученых, на момент поступления в школу ребенок встает на новую ступень развития личности. Этот процесс связан с возникновением умения соподчинять мотивы, действуя в соответствии с принятым намерением. Сюжетно-ролевые игры постепенно уступают место учебной деятельности. Последняя становится ведущей в это время.
Дети стремятся к новой социальной позиции, характерной для школьника. В этот период появляются новые этические инстанции, когда взрослые становятся образцом для подражания. Школьники дают сами себе оценки (своему поведению, умениям, действиям). Это производится с точки зрения правил и норм, которые они усвоили. У школьника младшего возраста формируются элементы самосознания и самооценки.
Исследователи рассматривали необходимое условие для начала обучения в качестве достижения определенного уровня развития произвольной деятельности. Тем не менее, в употреблении данной категории не достигнуто точности и определенности. Как правило, понятие «произвольная регуляция» употребляется в контексте выстраивания учебной деятельности. Часть авторов подразумевают под произвольностью регуляцию некоторых психических феноменов.
Произвольность можно также определить в качестве функции мотивации. Внутренняя позиция школьников формируется из сплава познавательной потребности и потребности в коммуникации со взрослыми. В это время на новом уровне воплощается учебная мотивация, которая дает возможность учащимся осознанно формировать и исполнять намерение. Это находится в основе механизма произвольного поведения.
Причина неуспеваемости первоклассников видится учеными не в слабом развитии их произвольной сферы, а в недоразвитии мотивационной сферы. Психологические исследования показали, что в полной мере к учебе в школе готовы около 17 % семи- и 6 % шестилетних детей. Среди детей 7-летнего возраста оказалась почти половина ребят со сформированной позицией школьника, при этом только 50 % способны выполнить работу по образцу.
Особенности развития произвольной регуляции у младших школьников
Психология рассматривает два базовых аспекта регуляторных процессов. Они включают структурно-функциональный аспект, который предполагает анализ внутреннего механизма саморегуляции. Механизм призван для реализации принципов управления и регулировки произвольной активности человека.
Этот аспект состоит из:
- Цели,
- Модели условий,
- Программы,
- Критериев успеха,
- Информации о результате,
- Решений о коррекции системы.
Содержательно-психологический аспект относится к анализу психических средств. С их помощью человек занимается реализацией функциональной структуры регуляции. Содержательная сторона анализа существенно способна расширить и углубить когнитивно-прагматический «образ» процесса регуляции. Она отражает значение эмоционально-мотивационного и личностно-смыслового феномена, демонстрируя функциональное единение психики в процессе осознанной саморегуляции.
Произвольная регуляция младшего школьника рассматривается на основе его готовности к обучению через содержательно-психологический аспект регуляции.
Цель исследования произвольной регуляции младших школьников заключается в выявлении степени сформированность произвольной деятельности первоклассников. Оно осуществляется с ценностно-смысловой, интеллектуальной, двигательной, эмоциональной позиции в рамках общения и поведения. Следующая стадия исследования представлена выявлением взаимосвязи саморегуляции с когнитивными функциями.
Данное диагностическое обследование чаще всего проходит в два этапа. На первом из них у испытуемых первоклассников выявляют следующие качества:
- Умение слушать преподавателя и выполнять задания в соответствии с образцом (методика «Графический диктант», разработанная Эльконином);
- Развитие особенностей внимания (тестирование по методике «Тулуз-Пьерона», «Шифровка» Векслера);
- Степень развития зрительно-моторной координации (гештальт тест Бендер);
- Развитие мелкой моторики и мотивация прихода в школу;
- Формирование мотивов учения с помощью адаптированной версии разработки М. Р. Гинзбург;
- Самооценка (по методике «Лесенка»).
В ходе исследования важно учесть степень развития речи, в чем помогут инструменты и методики логопедической практики. При поступлении в школу берутся к вниманию и показатели здоровья в соответствии с данными медицинских карт. Наблюдение за детьми можно производить на уроках и переменах.
На второй стадии исследования произвольной регуляции происходит выявление связи между факторами саморегуляции и когнитивными функциями. Из обследованных первоклассников нужно выделить группы детей с низкой и средней степенью саморегуляции, с высокими критериями саморегуляции.
В данных группах осуществляется вторая стадия диагностики. Для этого необходимы тесты на развитие визуального мышления, памяти, речевого развития, понятийного мышления (например, разработанные Ясюковой). Для хорошего уровня развития произвольной регуляции присуща полностью развитая учебная мотивация и хорошая самооценка.
Младший школьник с оптимальным уровнем произвольной регуляции принимает учебную задачу, выполняет задание по образцу, который предложил учитель. Такой ребенок удерживает внимание в течение урока, стараясь работать точно и аккуратно. Его зрительно-моторная координация и развитие речи находится в норме.