Экспериментальное исследование факторов, вызывающих трудности обучения в начальной школе — это комплексный анализ особенностей личности, внутрисемейных отношений и положения ребенка в коллективе сверстников, вызывающих проблемы его обучения в младших классах, который позволяет выявить нейропсихологический статус такого ребенка.
Трудности в обучении и расстройства поведения
В последнее время растет количество школьников, имеющих трудности в обучении. В состав таких учеников необходимо включить детей, которые по причине различных биологических и социальных причин начинают испытывать стойкие затруднения в усвоении образовательной программы. При этом отсутствуют выраженные нарушения интеллекта и отклонения в развитии речи, слуха, зрения и двигательной сферы.
Низкая успеваемость в учебе, как правило, сочетается с расстройствами поведения. Она способна затрагивать различные области деятельности младших школьников. Нарушения в поведении проявляются непосредственно в учебе. Дети отказываются учиться, пропускают занятия, не выполняют домашние задания, не стремятся к знаниям, мешают на уроках, постоянно отвлекаются. Они характеризуются пассивностью и не принимают участие в делах класса.
Отклонения в поведении выражаются также в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это проявляется в грубом поведении с учителями, конфликтности, отказе выполнять требования, отсутствии приятельских отношений в школьном коллективе, совершении отрицательных поступков, постоянных конфликтных столкновениях в семье, пренебрежительном отношении к родителям.
Экспериментальные исследования трудностей в обучении и расстройств поведения
Экспериментальное исследование факторов, которые приводят к трудностям в обучении, должно проводиться при учете выявления поведения, негативно влияющего на успех обучения и развитие детей. Факторы представляют собой конкретные причины, вызывающие отклонения. Как правило, есть сложные причинно-следственные отношения, характерные для причин разного порядка.
Школьные факторы риска, приводящие к трудностям в обучении и выявленные с помощью экспериментального исследования, включают:
- Стрессовую тактику педагогического воздействия (стресс связан с постоянными замечаниями со стороны учителя или родителей, ситуациями неудачи);
- Дефицит времени;
- Интенсификацию учебного процесса;
- Усложнение школьной программы»
- Отсутствие соответствия между технологией обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
- Нерациональность в организации учебного процесса;
- Рост требований к формированию социальной зрелости.
Влияние факторов риска способно вызывать развитие проблем дезадаптации, которые включают нарушение приспособления к успешному развитию в школьной среде и последующее изменение психологического, личностного и социального функционирования школьника.
Ведущие причины школьных трудностей включают недостаточное развитие познавательных процессов, которое имеет психофизиологическую основу; потерю адекватной мотивации к учебной деятельности; индивидуальные типологические особенности; семейное воспитание и социальные факторы.
Формирование познавательной деятельности школьника начальных классов в ходе его индивидуального развития — это одна из ключевых проблем в решении вопроса обучения и воспитания. Важный компонент, требующийся для нормального развития познавательной активности, представлен произвольной регуляцией психической деятельности.
Развитие произвольности представляет собой основной показатель готовности ребенка к школе. Этот процесс обеспечивает полноценную работу всех психических функций и поведения в целом. Функция произвольности является базовой функцией для любой продуктивной и учебной деятельности. Она предназначена для регуляции всех психических процессов, включая восприятие, память, мышление и др.
Для детей, у которых недостаточно сформирована произвольность, характерна более низкая включаемость в процесс обучения. Это присутствует даже при нормальном уровне интеллектуального развития, по причине чего такие дети попадают в группу неуспевающих. Таким образом, вопрос произвольной регуляции высших психических функций особенно актуален для детей младшего школьного возраста, поскольку степень сформированности произвольной регуляции в этот период во многом оказывает воздействие на их последующее обучение.
Особенности исследования нейропсихологических факторов, вызывающих трудности в обучении у школьников младших классов
Комплексные морфологические, нейро- и психофизиологические исследования дают возможность определить базовые факторы функционального созревания мозга, которые способны определить познавательное развитие. Они включают морфофункциональное созревание нейронного аппарата, функциональные связи между областями коры, особенности морфофункционального созревания регуляторных структур.
Для качественных возрастных перестроек в работе мозга детей в младшем школьном возрасте характерны существенные индивидуальные различия в темпе созревания коры и регуляторных систем. Они могут не только определять специфику и эффективность различных типов познавательной деятельности, но и дифференцированно влияют на развитие значимых для школы функций и успех обучения.
Одна из причин плохого усвоения информации в начальной школе представлена низкой мотивацией учебы. Для нее присущ недостаточно развитый волевой компонент и несинхронное развитие внешних и внутренних мотивов. Такой школьник отличаются следующими чертами:
- Слабоволие,
- Отсутствие усердия и прилежания,
- Отсутствие усилий в учебе,
- Преобладание внешних мотивов над внутренними.
Причины развития трудностей в обучении могут иметь природный, генотипический характер. Они могут быть также связаны с индивидуально-типологическими характеристиками, которые относятся к проявлениям выносливости нервной системы и её помехоустойчивости к раздражителю.