Традиционная формальная логика рассматривает силлогизм как дедуктивное умозаключение, обеспечивающее... умозаключениям,
разделительно-категорическим умозаключениям,
лемматическим (условно-разделительным)... умозаключениям.... Однако не любой модус соответствует правильному умозаключению.... Существует 24 правильных модуса (на каждую фигуру приходится по 6 правильных модусов).
Исследуется значение правила Nota notae в силлогистике И. Канта. Выявляются две функции правила: обоснование умозаключений силлогистики и управление процедурой сведения модусов.
Существует и другая форма (модус) чисто условного умозаключения:
(p→q)˄(q→r)
¬r→¬p
Пример 2
Пример... чисто условного умозаключения, построенного по отрицательному модусу:
Если человек достиг успеха в спорте... Существует два правильных модуса условно-категорического умозаключения, дающих достоверные выводы:
утверждающий... Пример 5
Пример получения вывода по неправильному модусу условно-категорического умозаключения (отрицание... Пример 6
Пример получения вывода по неправильному модусу условно-категорического умозаключения (утверждение
В работе рассматривается зависимость прогностической мотивации и прогностических ожиданий от господствующей метафизической установки, интерпретации темпоральных модусов и всего комплекса социокультурных оснований, имеющихся в распоряжении эпохи. В результате анализа установлено, что в отличие от непосредственных, методологически не фиксируемых форм предвидения, прогноз опирается на дискурсивно выстраиваемое умозаключение.
принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван именем англ. философа Д. Юма (1711-1776), указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о моральном добре и долге. С начала XX в. «Ю. п.» привлекает пристальное внимание этиков, теоретиков права и др. Нередко ему отводится главная роль в методологии наук, стремящихся обосновать определенные ценности и требования. Иногда даже утверждается, что в силу «Ю. п.» этика не способна перейти от наблюдения моральной жизни к ее кодификации, так что все системы (нормативной) этики в равной мере не опираются на факты и в этом смысле автономны и равноценны.