(греч. megaron, букв. – большой зал) – тип древнейшего греческого жилища (III – II тыс. до н.э.), прямоугольный зал (иногда разделенный 1-2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком.
одной и той же местности;
наличие крепости с мощными каменными стенами и глинобитными сооружениями;
мегарон... В этот период центральный зал здания представлял собой мегарон.... Замечание 3
Мегарон – прямоугольное помещение, покрытие которого имеет четыре опоры в виде столбов... Впоследствии именно от мегарона получили развитие известные всем греческие храмы.
В статье рассмотрены ранние напольные мозаики, открытые в столице Фригии – Гордионеамериканскими археологами в 1950-е, и затрагивается проблема происхождения галечных мозаичныхполов. На сегодняшний день экземпляры мозаик такого типа из Гордиона являются древнейшими изизвестных и датируются VIII в. до н. э. или даже ранее. В силу своего возраста и редкости они даютуникальную возможность исследования древних техник галечных полов. Однако, эти мозаики неполучили надлежащего освещения в специальной литературе, где они обычно упоминаются оченькоротко. В статье детально рассматриваются орнаментальные изображения, характерные особенностиих композиционного решения и орнаментального языка, высказываются предположения относительноистоков и факторов, которые могли повлиять на сложение данной традиции во Фригии, а такжепредположения о стилеобразующих источниках.
наличие крепостей с мощными каменными стенами и глинобитными зданиями;
ведущий архитектурный тип – мегарон... Вышеупомянутый мегарон здесь имел ярко выраженную прямоугольную структуру и сильно выступающие анты.... Наружные стены мегарона состояли из грубой каменной кладки на глиняном растворе.... Стена с этой колоннадой формировала парадное окружение для трех крупнейших мегаронов города, которые... На главной оси большого мегарона сохранились следы очага.
Анализируется знаменитый эпизод из 10-й песни «Одиссеи», в котором волшебница Кирка превращает в свиней спутников. Парадокс этого эпизода, давно замеченный исследователями, состоит в том, что описанию самого превращения здесь уделено наименьшее внимание. Однако это описание обладает целым рядом особенностей: лексико-семантических (слово κευθμϖν в речи Гермеса), синтаксических (специфическое сравнение спутников Одиссея со свиньями в той же речи), стилистических (предельная краткость, невнятность и «неформульность» стихов, содержащих это описание) и нарратологических (место этого описания в контексте дублирующих рассказов, из которых состоит весь эпизод). Все эти особенности, плохо объяснимые и объясняемые по отдельности, могут получить единое объяснение, если рассматривать эпизод с превращением в свиней сквозь призму обряда, совершавшегося во время древнейшего греческого празднества Фесмофорий.
лица, принадлежащие к кастам, занимающим низшее положение в сословно-кастовой системе Индии. Неприкасаемость связана с занятиями, считающимися в индуизме нечистыми (обработка кожи, уборка мусора и др.). Индуизм запрещает общение с «неприкасаемыми» лицам из более высоких каст.
форма популяризации театрально-музыкального искусства России на Западе (1907–1913). Оперные и балетные спектакли, оформленные художниками «Мир искусства», составили эпоху не только русской, но и мировой культуры.
форма высшей церковной власти; в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Патриарх имел право созывать церковный собор, контролировать соблюдение канонов и церковных законов, посвящать в сан митрополита. Русские патриархи всегда играли существенную роль в государстве, хотя и занимали подчиненное по отношению к государственной власти положение. В 1700 г. при Петре I патриаршество было упразднено и высшим руководящим органом церкви стал Священный Синод. Только 5 ноября 1917 г. на поместном Соборе русской православной церкви оно было восстановлено.