Фаюмские портреты появились в первые века нашей эры. По своему назначению они ритуальны, унаследовав традиции древнеегипетской погребальной маски и античного римского вотивного портрета. Фаюмские портреты подразделяются на три основные группы: портреты, исполненные энкаустикой, энкаустической темперой и чистой темперой. Портреты, написанные энкаустикой с использованием подогретого металлического инструмента-каутерия, образуют объемную, пластическую фактуру за счет оплыва мазка. Вторую группу составляют фаюмские портреты, написанные в технике энкаустической темперы. В энкаустической темпере использованы два типа приемов: работа разжиженными восковыми красками и работа с одновременным употреблением более густой энкаустики и восковой темперы, а иногда и чистой темперы в одном и том же портрете. Третья группа — портреты, написанные чистой темперой. Фаюмские портреты можно считать первыми в истории искусства живописными произведениями, открывшими пути в творческом методе работы мастеров,...
Фаюмские портреты на данный момент являются одной из древнейших, дошедших до наших дней, серий реалистических портретов, выполненных на одной территории в одной технике и, в исторической перспективе, практически одновременно (I–IV века н.э.). Техника энкаустики (а позднее темперы) совместно с сухим климатом способствовали очень хорошей сохранности живописного слоя. Многочисленность сохранившихся портретов, достаточная полнота исторических сведений о периоде их создания стали важными предпосылками для их рассмотрения как источника антропологической информации об одном из регионов Восточного Средиземноморья. Статистическая обработка данных проведена стандартными методами одномерной статистики с применением программы Statistika 6. Применен метод создания цифрового обобщенного портрета по способу, предложенному М.Н. Тихомировым [Локк, 2011]. Описание выборки, как по индивидуальным данным, так и по обобщенным портретам весьма близко. Рост бороды имеет среднюю интенсивность развития. Цвет...