Отсутствие мощных технологических ресурсов, позволяющих быстро и надежно осуществлять передачу и обмен информации по формированию цен, не позволяет в полном объеме внедрить трансфертное ценообразование в стране. Только организации, которые внедрили современные технологические системы, используют данную модель комплексной системной программы.
Трансфертной ценой принято называть субъективные характеристики, с помощью которых возможно управлять и перераспределять доходы и расходы, связанных между собой контрагентов. Обычно используют внутри группы связанных компаний и между подразделениями одной фирмы.
Целью использования трансфертной цены в политике ценообразования кампании является перенос базы налогообложения в зону зарегистрированного благоприятного налогового режима с помощью программного обеспечения.
Основные методы трансферного ценообразования
Согласно законодательству, в ст.105.7-105.13 НК РФ прописаны следующие методы трансфертного ценообразования:
- Сопоствление цен на рынке продаж с учётом валовой прибыли. Из-за отсутствия одной налоговой позиции относительного того, какую цену нужно выбрать, возникают споры и разногласия. Поэтому следует сделать анализ между внутренней цены фирмы с другими сопутствующими ценами.
- Метод затратного образования цены на основе учёта затрат компании. Размер рентабельной величины, должен попадать в интервальный уровень, который признаёт контролирующий орган.
- Методика последующей реализации осуществляется путём сравнения валовой рентабельности к учтённому интервалу рыночной цены после перепродаж.
- Анализ рентабельности характеризуется сравнением рентабельности с рыночным интервалом цены.
- Методика разделения дохода. Идёт пропорциональное распределение прибыли между всеми участниками сделки.
Возможности внедрения системы трансферного ценообразования
Концепцию трансфертного ценообразования можно идентифицировать надёжным источником информационного характера. Выбрать обновлённый метод управления расходами могут позволить себе крупномасштабные и финансово стабильные фирмы. Наиболее подходящими отраслевыми областями применения могут быть:
- архитектурно-строительная;
- промышленная;
- автомобилестроительная;
- нефтегазовая;
- металлургическая;
- фармацевтическая;
- другие крупные отрасли.
Если привести примеры внедрённых канцерных систем в России, то самыми распространёнными программными продуктами стали SAP, Baan и продукт компании Navision. При наличии своих информационно - сервисных центров, заинтересованной фирме или лицу можно наглядно ознакомиться и изучить курс нужной системы. Предлагаемые программно-технологические обеспечения уже приспособлены к требованиям нашего государства. Все рассчитанные суммы трансфертных цен методически разработаны и добавлены в алгоритм их модульных систем. Наличие заложенной финансовой базы позволяет автоматически переходить на внутренние системы учёт и осуществлять ценообразование.
Налогооблагаемая сторона проблемы
Создавая трансфертную цену, компании многих отраслей сталкиваются с проблемой налогообложения. Если взять отрасль по добычи нефти, то возникает вопрос об обложении налогом доход, от добываемого продукта и процент от прибыли по ренте, находящиеся в распоряжении компании. Эта система допускает покупку нефти у добывающих компаний дочернего уровня по цене трансфера. Из всего объёма часть продукта в размере 40% экспортируется, другая часть остаётся на местных предприятиях для переработки.
Как правило, трансфертную цену стараются установить минимально, чтобы снизить налогообложение, которое не должно превышать уровень постоянных издержек предприятия. Для учета сокращения затрат создаются централизованные ориентировочные концепции, на уровне закупочных цен и разрабатываются стратегии по сокращению затрат. После налогообложения нефтепродукта роялти, отчислений в ВМСБ, автоналога, налога на прибыль, цена нефти становится менее конкурентной на рынке экспортных цен. В этом и суть конфликта, который в своей совокупности не связывает цену трансфертного и рыночного ценообразования.
Свободная реализация нефти по статистике осуществляется на уровне двух процентов от всего масштаба получаемого продукта, что можно подчеркнуть маргинальностью. При увеличенном спросе продукт становится дефицитным, что формирует ограниченный круг продавцов. В связи с чем цена на свободных продажах устанавливается намного выше действительной цены продукта.
Цена на нефть в реальности определяется из обобщённой стоимости нефтепродукта, за минусом сырьевой переработки и её транспортировки. Хотя в рыночных условиях котировка «справедливой» цены на нефть отсутствует. Пока на одном уровне невозможно объединить справедливое представление о цене на товар у различных хозяйствующих субъектов. Для государства же честной ценой будет утверждённая цена на продукт, а полученное больше нормы будет изыматься налогообложением.
Рынок фармацевтики также имеет сложности трансфертного ценообразования, которые решается проблемно. Оптовые фармацевтические компании, поставляющие лекарственные препараты, проблемно договариваются о трансфертных ценах, с таможенными органами (закупая медикаменты импортных производителей) и с автотранспортными службами (поставляя медикаменты). Вовлекая в данную систему клиентов и поставщиков, создаётся большая объединённая структура, способствующая осуществлять действенную расчётную систему. Решают данные проблемы отделы закупок и логистики, объединённые в общий процесс трансфертной системы, для совокупности информации, на базе которой образуется ценовой уровень товара.
Обобщение проблемы
В итоге, экономика нашей страны на сегодняшний момент невосприимчива к рыночным ценам мирового уровня, не выдерживает конкуренции. Поэтому первоначально необходимо решить этот вопрос на государственном уровне, который с помощью своих рычагов и воздействий разрешит конфликт в сфере формирования цен и трансфертных ценообразований. Большинство отраслей категорично не принимают систему трансфертных цен во избежание сложностей и проблемных ситуаций, влияющих негативно на хозяйственную деятельность. Подобные случаи происходят в добывающих и производственных отраслях.
Согласно статистическим данным, около 19 % крупномасштабных предприятий в России применяют систему расчётов трансфертного ценообразования, уже 21% только находят систему нужной и проходят этап освоения, остальные 60% не пользуются программным средством совсем.
Современное положение трансфертной системы негативно влияет на инвестиционный климат государства, что создаёт политическую нестабильность и наносит урон внутренней экономики. Всеобщее пользование трансфертным ценообразованием пока невозможно и не доступно для России в целом. Если серьёзнее и активнее на общественно – политическом уровне подойти к решению проблемы, мы существенно поднимем наши приоритеты на мировом рынке.