Понятие налогового ценообразования и трансфертных цен
Налоговое ценообразование – это определение такой цены на товар или услугу, которая бы способствовала оптимизации налогообложения для компании.
В ряде стран, активно применяется практика манипулирования ценами для снижения показателя налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. В данном случае идет речь о торговых сделках между зависимыми лицами (филиалами транснациональных компаний). Такие компании устанавливают трансфертные цены на товар, который реализуется в пределах участников такой компании.
Удобство применения трансфертных цен заключается в сложной организационной структуре и географической удаленности филиалов (не только на территории одного государства, но и на территории нескольких государств). Данный факт затрудняет проведение выездных налоговых проверок, чем и пользуются транснациональные компании.
Отличие трансфертной цены заключается в том, что она формируется не по общепринятым правилам и законам рынка, а по индивидуальным подходам внутри самой компании.
Трансфертная цена на товар существенно ниже, чем цена на тот же товар для сторонних потребителей, что значительно снижает налоговую базу и соответственно перечисление платежей в бюджет.
Влияние трансфертных цен на налоговое ценообразование
В налоговом ценообразовании трансфертные цены выполняют следующие функции:
- Способствуют распределению и перераспределению финансовых потоков между филиалами компании в таких направлениях, в которых это максимально удобно для компании. Так, к примеру – трансфертные цены устанавливаются с учетом налогового законодательства той страны, где находится филиал компании.
- Формируют центры прибыли. Данная функция проявляется также по принципу учета налогового законодательства. Так, компания старается сформировать центр максимальной прибыли в том государстве, где ниже ставка налога на прибыль и прочих налогов (например, НДС).
- Минимизируют кредитные, валютные, политические и прочие риски. Во избежание потерь при налогообложении, транснациональные компании учитывают уровни различных рисков в тех странах – где находятся их филиалы.
- Завоевывают новые доли рынка. Вследствие оптимизации налогообложения при трансфертном ценообразовании, компании стараются завоевать новые сегменты рынка за счет экономии на налогах (дополнительные вложения в маркетинговые исследования, рекламу и т.д.).
- Распределяют рынки сбыта и сферу влияния между отдельными филиалами транснациональной компании. За счет налогового ценообразования, компании оптимизируют распределение рынков сбыта, используя игру на налоговых ставках.
Состояние законодательного регулирования налогового ценообразования
Налоговое ценообразование – это некриминальное уклонение от уплаты налогов, которое, соответственно не несет никакой ответственности для транснациональных компаний.
Данный факт свидетельствует о значительных пробелах в налоговом праве.
Так, при формировании цены, как правило, применяется принцип научной обоснованности, а именно – исходя из законов спроса и предложения на конкретный товар.
Например, налоговый кодексом РФ, предусмотрен данный принцип формирования цен, однако такой принцип ничем не обеспечен. Это объясняется тем, что информация о спросе и предложении на рынке не является юридически закрепленной (нет документа, который бы подтвердил или опроверг данную информацию). На практике, не существует достоверных источников информации, которые бы были ориентиром на проверку законности и обоснованности трансфертных цен.
Во избежание минимизации налогообложения при трансфертном ценообразовании, необходимо существенно усовершенствовать налоговое законодательство и контроль цен на государственном уровне.