Цена как экономический фактор
Экономика любой страны представляет собой сложную систему. В ее состав входят менее крупные по масштабу подсистемы, которые, как правило, представляют типы рынков. Эти подсистемы оказывают влияние как друг на друга, так и на экономику страны в целом.
Экономические отношения между субъектами возникают в процессе производства, перераспределения, сбыта и реализации экономических благ. При этом на процессы в системе оказывает влияние большое число внешних и внутренних факторов, поэтому большая часть рыночных показателей является динамической. То есть, при анализе рынка используется его состояние на определенным момент времени.
Конъюнктура – это определенная ситуация, характерная для экономической системы в момент времени.
Она определяется многими показателями, такими как:
- соотношением спроса и предложения;
- уровнем рыночной активности;
- процентной ставкой;
- уровнем цен;
- объемами производства;
- соотношением внутренней валюты к международным;
- динамикой уровня потребления и производства.
Одним из важнейших факторов для любого типа рынка является ценообразование. Процесс производства всегда тесно связан с формированием цен, которые позволяют не только покрыть издержки, но и принести прибыль хозяйствующим субъектам.
Цена – это денежное выражение стоимости определенного экономического блага.
Важно отметить, что для потребителя цена на экономическое благо определяется исходя из его собственного понимания ценности приобретаемого блага. Поэтому, для эффективного ценообразования производителю необходимо учитывать особенности потребительского отношения к продукту или услуге.
Понятие индекса цен, принципы их формирования
Для определения проблем в сфере производства, а также факторов, влияющих на рост экономических показателей используют такое понятие, как система национальных счетов. Она представляет собой сводную таблицу статистических показателей деятельности экономики за определенный период. Данные о ценовых колебаниях являются одними из показателей национальной системы счетов. Для математического отображения ценовых изменений в период времени используют специальные индексы.
Индекс цены – статистическая величина, используемая для определения ценовых изменений в конкретные периоды времени.
Классификация индексов производится в зависимости от объекта, который они описывают. Среди них выделяют ценовые индексы:
- в промышленности;
- в сельскохозяйственном секторе;
- для транспортных тарифов;
- во внешней торговых отношениях;
- по капвложениям;
- потребительский;
- индексы - дефляторы.
Ценовой индекс для промышленного сектора показывает ценовые колебания в отрасли в части стоимости экономических благ в процессе производства.
Сельскохозяйственные индексы отражают ценовые изменения на продовольствие.
Отражением цен по транспортировке, погрузке, а также по нормам перевозки определяют индексы транспортных тарифов.
Во внешне торговых отношениях индексы описывают импорт и экспорт по отдельности. Если производитель занимается продажами на внутреннем и внешнем рынках, то при расчете данного показателя используются данные только по экспорту продукции.
Индексы по капвложениям отображают показатели деятельности в отраслях народного хозяйства, показывая колебания доходов в определенной отрасли.
Потребительский индекс - это величина, отображающая стоимость потребительской корзины, которая в свою очередь представляет собой минимальный набор продуктов для существования в стране при определенном экономическом уровне.
Индекс - дефлятор показывает изменение показателей в системе национальных счетов по отношению к их базовым данным.
Принцип проведения расчетов состоит в выборе объектов расчета, определения системы расчетов, а так же выбора формулы для проведения математических операций.
Формула индекса цен
Как правило, способы и методы, применяемые для расчета индексов схожи для всех объектов.
Принцип составления математических формул для расчета индексов цен состоит в приведение определенной товарной, либо продуктовой группы к определенной общей стоимости. Для этих целей определяется объем каждой товарной единицы, а так же показатель цены на продукт. Базой для расчета колебаний в количестве будет цена, если же необходимо определить цену, то базой будет выступать объем товарной группы.
При проведении расчетов получают фактическую величину индекса, которая показывает степень отклонения от уровня цен. Так же выделяют средний индекс цен, который показывает удельный вес каждого параметра, давая возможность внести не только ценовые, но и структурные изменения.
В экономической науке существует три формулы для расчета ценовых индексов:
Индекс Ласперейса отражает динамику цены за период. Определяется соотношением цен текущего периода к ценам прошлого периода, при этом объем товарной группы должен быть одинаковым для обоих ценовых показателей. Формула расчета данного показателя:
Рисунок 1. Индекс Ласперейса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работгде $p_1$ – цена текущего периода, $p_0$ – цена прошлого периода, $q_0$ – количество реализованных товаров.
Эта формула не позволяет отследить изменений в структуре базового параметра, показывая лишь доходность при реализации. Этот индекс показывает уровень инфляции выше реального.
Индекс Пааше показывает изменение цен в зависимости от изменения объемов продукции. То есть показывает рост или снижение цен на товары в период времени.
Рисунок 2. Индекс Пааше. Автор24 — интернет-биржа студенческих работгде $p_1$ – цена текущего периода, $p_0$ – цена прошлого периода, $q_1$ – количество проданных товаров.
Этот индекс наоборот занижает показатели уровня инфляции, так как не учитывает изменения в ассортименте.
Индекс Фишера выражает соотношение двух предыдущих индексов друг к другу. Он позволяет рассматривать изменения величин как в будущих, так и в прошлых периодах. Как правило, используется для расчетов прошлых изменений за длительный временной отрезок.
Рисунок 3. Индекс Фишера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работгде $p_1$ – цена текущего периода, $p_0$ – цена прошлого периода, $q_0$ – количество реализованных товаров, $q_1$ – количество проданных товаров.