Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Индексный метод в статистике внешней торговли

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Экономическая статистика / Индексный метод в статистике внешней торговли
Индексный метод в статистике внешней торговли

Задачи индексов в статистике внешней торговли

При проведении анализа динамики импорта и экспорта продукции важную роль играет индексный метод.

Определение 1

Индекс представляет собой показатель, который отражает результаты сравнения двух величин одного и того же показатели или же признака, оценивает изменение процесса или явления в пространстве, или времени. С помощью индексного метода появляется возможность сравнить процессы, явления, которые состоят из несравнимых элементов.

В статистическом исследовании внешней торговли использование индексного метода связано с необходимостью изучения товарных потоков во времени. Чтобы использовать индексный метод, в информационной базе должны содержаться данные по каждому отдельному показателю или признаку за минимум два временных периода: текущий и предыдущий.

Индексы внешних торговых отношений позволяют решать комплекс различных задач:

  • Оценивать достигнутый уровень внешней торговли по отдельным товарам или же группам товаров;
  • Проводить оценку уровня развития в целом импорта и экспорта;
  • Изучать изменения в физических объемах и ценах по различным товарным группам;
  • Изучать изменения стоимостных объемов товарного потока и характер влияния на данное изменение цен и количества продукции;
  • изучать факторы, которые воздействуют на изменение средневзвешенной цены товаров;
  • проводить оценку условий внешней торговли в стране, а также решать ряд других задач.

Анализируя внешнюю торговлю, применяются разные виды индексов. Основными из них считаются:

  • Индексы стоимости;
  • Индексы цен;
  • Индексы физического объема;
  • Индексы условий внешних торговых взаимоотношений, которые также включают: индексы реальных торговых условий, индекс общих торговых условий, индексы покупательной способности экспорта и т.д.

При статистическом исследовании внешней торговли чаще всего используются аналитические индексы, где вначале изменяется объем товаров, а цена остается неизменной и фиксируется на уровне базисного периода, во вторую очередь изменяются цены, а физический объем закрепляется на уровне отчетного периода.

Индексы внешней торговли

Использование индексов во внешнеторговой статистике обусловлено необходимостью исследования динамики товарного оборота, физического объема импорта и экспорта, изменения цен на продукцию, в условиях определения «положений торговли», при определении товарной структуры внешних торговых взаимоотношений. С помощью индексных показателей можно установить и определить тесноту связи среди отдельных факторов, а также выявить их значимость в общем изменении объемов импорта и экспорта.

Исходные величины таких расчетов – это информация о ценах, товарных объемах, реальной стоимости товаров, оценке в сопоставимых ценах.

Большое значение при вычислении индекса имеет период, в сравнении с которым анализируется изменение исследуемого явления.

Выделяется два способа определения индекса:

  1. Цепной способ;
  2. Базисный способ.

Индексы, которые характеризуют изменение исследуемого явления за некоторый временной период в сравнении с другим периодом, взятым за 100, носят название базисных индексов

Индексы, которые отражают изменение исследуемого периода в сравнении с предыдущим периодом, взятым за 100, называют цепными индексами.

Замечание 1

Каждый индекс состоит из индивидуальных составных элементов – индексируемых величин, т. е. сравниваемых, и весов, служащих соизмерителями. При расчете физического объема внешних торговых процессов индексируемыми величинами будут являться количество товара, а весами – цены. Чтобы рассчитать индекс цен, цены индексируются, а весами служит количество товаров.

В статистическом исследовании внешней торговли расчет индексов осуществляются по следующим формулам:

Формула индекса средних цен:

Формула индекса средних цен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формула индекса средних цен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формула индекса физического объема:

Формула индекса физического объема. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Формула индекса физического объема. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Где:

  • $p_1$, $p_0$ – цена продукции в изучаемом и базисном периоде;
  • $q_1$, $q_0$ – количество продукции в изучаемом и базисном периоде.

Важнейшим показателем, который используется при оценке тенденций развития внешних торговых процессов, является индекс «торговых условий», определяемый как отношение индекса средних цен в экспорте и индекса средних цен в импорте.

$I \ усл \ торг = I (pe) / I (pi)$

Если значение данного показателя меньше единицы, то торговые условия в анализируемом периоде характеризуются как неблагоприятные в сравнении с базисным, если же больше единицы, то благоприятные.

Стоит отметить, что полную характеристику факторов, которые влияют на процессы развития импорта и экспорта в стране, можно получить при проведении комплексного исследования показателей вешних торговых отношений и в текущих ценах, и в сопоставимых. Это позволяет выявить количественное изменение величины экспорта и импорта государства, стоимости ввозимых и вывозимых товаров, а также сложившиеся торговые условия в сравнении с базисным периодом.

Статистические публикации по внешней торговле

Конструкционную основу ведения статистики внешних торговых процессов государства составляют формы официальных публикаций за квартал и за год.

Квартальные бюллетени РФ печатаются на шестидесятый день после отчетного квартала. Материалы в нем располагаются по схеме, применяемой во всем мире.

Статистические данные, отраженные в публикациях по внешней торговле, унифицированы, экономическая сущность и методы их вычисления определены государственными органами статистики, что позволяет обеспечить сопоставимость данных среди стран, а также по различным годам.

Периодические публикации статистики внешних торговых отношений содержат большой материал, при помощи которого можно анализировать тенденции развития импорта и экспорта государства, что позволяет проводить оценку специалистами экспортных возможностей или импортных потребностей страны, осуществлять анализ сдвигов в структуре импортируемых и экспортируемых товаров, прогнозировать развитие внешней торговли.