Сущность ценовой политики
Ценовая политика компании предприятий различных форм собственности должна выстраиваться при учете государственной политики ценообразования и особенностей современной экономики.
Ценовая политика компании может быть определена ее собственным потенциалом, в том числе техническая база, наличие достаточного капитала, квалифицированные кадры, современная, передовая организация производства.
Ценовая политика определяется не только наличием спроса и предложения на рынке. Даже имеющийся объем спроса нужно уметь удовлетворить в определенное время, в необходимом объеме, соответствующем месте с обеспечением требуемого качества товара (услуг) и приемлемых для потребителей цен.
Существует несколько видов ценовой политики и методов ценообразования, у каждых из которых есть свои достоинства и недостатки.
Затратные методы ценовой политики
Затратная ценовая политика предполагает расчет цены продажи товара посредством суммирования издержек производства (методы полных, прямых и предельных затрат, анализ безубыточности, метод надбавки к цене).
Эта методика расчета цены является одной из самых популярных в нашей стране, при этом она обладает несколькими недостатками:
- В процессе установления цены не принимают к вниманию имеющийся спрос на продукцию и конкуренцию на рынке. По этой причине продукция при данной цене не будет пользоваться спросом, а товар конкурентов может быть лучшим по качеству и более известен потребителю благодаря рекламе,
- Искажение подлинного вклада продукта в доход компании отнесением на себестоимость продукции постоянных издержек, являющихся условными.
Преимуществом данного метода ценообразования является то, что он может использоваться компаниями с точно выраженной товарной дифференциацией при расчете цен традиционных товаров, а также в процессе установления цен на совершенно новую продукцию, не имеющую ценовых прецедентов.
Метод полных затрат
Метод расчета цены по полным затратам рассчитывается на основе всех затрат, вне зависимости от их происхождения. Все они списываются на единицу продукции, то есть цена состоит из реальной (фактической) полной себестоимости и надбавки - целевой прибыли. К расходам в данном случае относят переменные и постоянные (прямые и косвенные) издержки.
Преимуществами данного метода ценообразования можно назвать:
- Простота в применении, не нужно большое количество информации,
- Прозрачность для производителей, покупателей и органов надзора,
- Справедливость цены, поскольку при наличии большого спроса производители получают справедливую норму прибыли, а не обогащаются за счет потребителей.
Наряду с достоинствами для метода характерны и недостатки:
- Метод основан на текущих расходах компании, тогда как планируемые (прогнозируемые) не берутся во внимание,
- Не принимается во внимание связь цены и уровня спроса, а также другие ценообразующие факторы,
- Сложность отнесения постоянных затрат на конкретный вид продукции в случае большого ассортимента выпускаемого товара.
Метод производственных затрат
Метод производственных затрат можно считать одной из разновидностей метода полных затрат, но при этом методе операционные расходы не включаются в основные расходы компании.
Данный метод имеет ряд достоинств:
- Происходит полное возмещение затрат, вне зависимости от их происхождения,
- Метод соотносится с действующей практикой калькуляции продукции,
- Четко определена нижняя граница цены.
Недостатком метода является то, что проблематично определение объема выпуска изделий, который нужен для расчета полных затрат. Предприятие точно может не знать, сколько будет продано товара, при этом подсчет затрат осуществляется из неполного объема загрузки производственных мощностей.