Государственное влияние на ценообразование в сфере продовольствия
Для рыночных экономических отношений характерно свободное ценообразование, однако, ни одно государство в мире не допускает полную свободу установления цен, особенно в сфере продовольственных благ. Уточним, что ценообразование представляет собой процесс формирования цены на экономическое благо, где цена – это денежное выражение ценности продукта или услуги. Как правило, в цену продукции вкладывают расходы производства, желаемую прибыль, а так же учитывают соотношение спроса и предложения на определенный период времени.
Существует две принципиальных модели ценообразования:
- плановая модель, для которой характерны контроль государства и ориентированность на затратный метод ценообразования;
- рыночная модель, при которой производители обладают правом свободного ценообразования в условиях экономических изменений параметров рынка.
Государственному регулированию подвергаются цены на товары первой необходимости, сюда можно отнести: хлебные изделия, молочную продукцию, мясной ассортимент товаров, сельскохозяйственные продукты и т.д. К такому списку товаров относят продукцию, которая формируется спросом всех слоев населения и позволяет сохранять социальную стабильность в стране. Таким образом, предпринимателю, действующему на продовольственном рынке, приходится путем совершенствования технологических процессов на производстве создавать себе задел для варьирования цен на свою продукцию, чтобы быть конкурентным на продовольственном рынке.
Важно отметить, что помимо влияния государства и производственного процесса на цены продуктов первого спроса, большое влияние оказывает и природный фактор. Например, неурожай пшеницы в определенный год может повлиять на пороговые значения цен на хлеб в текущем году.
Формирование розничных цен на продовольственные товары
В цепочку производства помимо непосредственного создания продукции, так же входят процедуры транспортировки продукции, ее распределения и продажи конечному покупателю. В розничном товарообороте цена определяется себестоимостью товара, расходами на мероприятия по его доставке в магазин и складские манипуляции, а так же платежеспособностью населения, соотношением предложения и спроса, ставкой налога на добавленную стоимость и уникальностью предлагаемой продукции.
В сфере сельскохозяйственных рынков и ярмарок используется метод удвоения себестоимости, однако, такой метод не всегда позволяет покрыть все связанные с продажей издержки.
Продовольственное ценообразование в розничной торговле подвергается влиянию таких факторов как:
- конкурентная среда;
- изменения экономических показателей рынка (курс валют, инфляция);
- особенности спроса на те или иные продукты.
За счет изучения спроса предприниматели могут выделить группы продуктовых товаров, которые могут быть уникальными для потребителя, то есть покупатель наделяет их высокой ценностью. Используя товарные группы, на которые можно установить более высокие цены, руководство розничного предприятия получает возможность для проведения мероприятий по привлечению покупателей, таких как: установление низких цен на определенные группы товаров, проведение скидок и акций.
Особенности продовольственного ценообразования
Для сохранения высокого уровня товарооборота на предприятии розничной торговли руководству необходимо постоянно проводить анализ эффективности своей модели ценообразования. Важно понимать специфику поведения покупателя. Не всегда он готов производить покупку там, где дешевле. Повышение цен на определенные группы товаров так же могут сыграть в плюс, потому что у потребителя возникает ощущение дефицита представленной продукции.
Также необходимо тщательно контролировать и анализировать ценообразование у конкурентов, так как они могут увести большую часть покупателей. Связано это может быть с тем, что ассортимент продовольственных товаров примерно одинаков в разных торговых сетях.
В настоящее время применяется две основных модели ценообразования в розничной торговле:
- Сохранение низких цен на продукты при высоком уровне потока покупателей.
- Формирование цен на основе баланса между самыми низкими ценами и самыми высокими. То есть, покупателя привлекают низкой ценой, распределяя затраты и прибыль на другие группы товаров.
Важно отметить, что продовольственное ценообразование ведется для каждой группы товаров в отдельности для более эффективной организации процесса продажи.