Понятие ценообразования
С момента возникновения торговли как экономического явления важным вопросом всегда оставался вопрос цены на товар. Особенно актуальным он стал в период рыночной торговли. Ведь в условиях рынка возникает и обостряется конкурентная борьба межу всеми участниками рыночных отношений. Ввиду этого очень важно избрать оптимальный механизм формирования цен, верно определить и оптимизировать влияние ценообразующих факторов. Ведь от уровня цен зависит и успешность конкурентной борьбы на рынках товаров и услуг.
Ценой называется денежное выражение рыночной ценности товара.
Ценностью называют степень полезности товара для потребителя.
Цена представляет собой одну из фундаментальных категорий экономической науки. С ней связаны все компоненты хозяйства, общественные проблемы. Цена определяет многие стороны производства и реализации товаров и услуг, формированию и распределению внутреннего валового продукта и национального дохода. С одной стороны цена отражает степень полезности товара для потребителя, с другой – она является денежным выражением обязательства осуществить уплаты за поставленную продукцию, произведенные работы или услуги.
Ценообразованием называется процесс формирования цены на товар или услугу.
Этот процесс учитывает влияние многих обстоятельств:
- стоимость сырья;
- стоимость рабочей силы;
- стоимость оборудования и производственных помещений;
- транспортные расходы;
- налоги и социальные выплаты;
- ситуация на рынках (спрос и предложение, конкуренция) и пр.
Сущность аудита
В экономической литературе довольно часто встречается термин «аудит» или «аудиторская проверка». Многие считают это синонимом ревизии. Но это не совсем верное представление об аудите.
Аудитом (или аудиторской проверкой) называю независимую проверку деятельности предприятия с целью выяснения степени достоверности ее финансовой отчетности.
В отличии от ревизии аудит не является обязательной процедурой, это добровольная проверка. Ее целью является желание руководства предприятия (фирмы, компании) улучшить свои производственные показатели, выявить и устранить возможные недостатки. По характеру и направленности аудиторские проверки бывают нескольких разновидностей:
- внешний аудит;
- внутренний аудит;
- кадровый аудит;
- инициативный аудит и т.д.
Обязательным условием аудиторской проверки является составление по ее завершению письменного отчета от независимого аудитора (проверяющего) с характеристикой состояния финансовой (бухгалтерской) документации предприятия, выявленных недостатках и предложениями по их устранению.
Аудит в ценообразовании
Как уже упоминалось выше, вопрос ценообразования является одним из ключевых вопросов в условиях современного рынка. Поэтому эффективность работы любого субъекта хозяйствования (предприятия, фирмы, кампании, отрасли и экономики страны в целом) зависит от ценовой политики данного субъекта. В условиях командно-административной экономики цену устанавливало государство. Важным компонентом деятельности субъекта рыночной экономики является маркетинговая ценовая политика.
Маркетинговой ценовой политикой называют искусство управления ценами процессами ценообразования, умение варьировать ими для достижения максимального результата в условиях рынка.
Обязательным условием повышения эффективности процессов ценообразования является аудит (независимая проверка) маркетинговой ценовой политики. Задачами аудиторской проверки ценообразования являются:
- оценка ситуации в определенном секторе экономики;
- выяснение уровня цен на аналогичную продукцию;
- анализ возможностей предприятия варьировать ценами;
- выявление неблагоприятных условий для варьирования ценами;
- анализ восприятия цен потребителями;
- определение соотношения цены и качества товара.
Конечной целью аудита ценообразования является обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия на рынке товаров и услуг.