Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Учет производственных запасов

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Учет производственных запасов

Понятие производственных запасов

Одним из видов ресурсов, необходимых для осуществления любого вида деятельности экономическим субъектом, являются производственные запасы (ПЗ). С целью их отражения в учетной системе необходимо руководствоваться ПБУ 5/01 и методическими указаниями.

В качестве ПЗ учитываются активы, которые используются в процессе производства или управления экономическим субъектом, изменяя свои первоначальные функции и свойства (касается материалов), а также переносят свою стоимость на расходы единовременно при их списании.

Как правило, учет ПЗ организуется на месте их хранения или использования (если это касается малоценных и быстроизнашивающихся предметов) и в бухгалтерии. В местах хранения заводятся карточки количественного учета, бухгалтерия же отражает их движение, как по количеству, так и по стоимости.

Готовые работы на аналогичную тему

Поступление ПЗ

При постановке на баланс рассматриваемых объектов необходимо собрать их первоначальную стоимость, которая складывается из следующих элементов:

  • стоимость их приобретения, указанная в отгрузочных документах: товарная накладная, закупочный акт, товарный чек, копия чека и т. п.;
  • стоимость, дополнительных услуг (транспортных, посреднических, консалтинговых)
  • сумма уплаты невозмещаемых платежей в бюджетную систему – сборов, таможенных пошлин и пр.
Замечание 1

Стоит отметить, что экономические субъекты малого и среднего масштаба деятельности могут применять упрощенный способ учета ПЗ, который заключается в следующем. На баланс такие ценности ставятся в стоимости, указанной в договоре или «закрывающих» документах. Остальные затраты, связанные с их приобретением принимаются в качестве расходов в единовременных суммах.

Рассматриваемые предметы могут также поступать в распоряжение экономического субъекта иными путями:

  • безвозмездно;
  • по договору мены;
  • в качестве вклада в уставный капитал;
  • в процессе изготовления собственными силами.

Порядок оценки во всех вышеперечисленных случаях определяется ПБУ 5/01.

Списание ПЗ

Отпуск ПЗ в производства, для управленческих нужд производится одним из выбранных методов, которые наглядно представлены на рисунке 1.

Учет производственных запасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Выбор метода осуществляется экономическим субъектом самостоятельно на основе профессионального суждения учетного специалиста. В частности, учитываются следующие моменты:

  • стоимость актива;
  • количество имеющихся аналогичных ценностей;
  • количество операций по списанию ПЗ в течение отчетного периода;
  • потребности в регулировании уровня затрат и прибыли.

Стоит отметить, что субъект хозяйствования может выбрать для каждой группы ПЗ только один вид списания их стоимости, который закрепляется им в учетной политике.

Резерв под снижение стоимости ПЗ

Одной из задач учета ПЗ является контроль их фактического наличия, выявление неиспользуемых ценностей и активов, которые устарели морально, то есть произошло значительное снижение их рыночной стоимости по сравнению с балансовой.

В связи с этим организации, имеющие значительные запасы ПЗ, чаще всего это материалоемкие производства, должны создавать резерв под снижение стоимости запасов. Для этого используется балансовый счет 14. Его формирование осуществляется с помощью бухгалтерской записи в корреспонденции со счетом 91.

Инвентаризация МПЗ

С целью выявления расхождения фактического наличия ПЗ и данных о числящихся запасах на балансе субъекта хозяйствования, а также для укрепления дисциплины материально-ответственных лиц проводятся инвентаризации.

В обязательном порядке инвентаризацию необходимо провести лишь единожды в год перед формированием годовой отчетности. Однако зачастую те экономические субъекты, например, торговые, проводят данное мероприятие значительно чаще. Такие инвентаризации проводятся по инициативе руководства в соответствии с утвержденным графиком. Инвентаризация должна быть произведена внепланово при возникновении некоторых ситуаций:

  • чрезвычайной ситуации (например, пожар);
  • кражи;
  • смены лица, ответственного за хранение.

Выявленные расхождения подлежат записи в специальную ведомость. Далее они могут относиться на виновных лиц либо списываться на затраты экономического субъекта, в соответствие с решением руководства.