Структура системы бухгалтерского учета в России
Система бухгалтерского учета вообще и в России в частности предполагает полное ориентирование на законодательно-нормативную, методическую и организационную базу, которые действуют в государстве. Данный факт формулируют определение системы бухгалтерского учета.
Система бухгалтерского учета – это порядок проведения учетных процедур и формирования отчетности на основании нормативно-правовой базы.
Законодательно-нормативная база построения системы бухгалтерского учета в России
Законодательно-нормативная база построения системы бухгалтерского учета в России включает в себя ряд Федеральных законов и кодексов, которые прямо или косвенно влияют на схему учета.
Основным законодательным документом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Его содержание обязывают строить систему бухгалтерского учета, которая выполняет следующие задачи.
- Формирует полную и достоверную информационную картину деятельности субъекта хозяйствования.
- Определяет правила и порядок учета различных объектов в процессе бухгалтерского учета, не противоречащие законодательству.
- Формирует систему внутреннего контроля за исполнение регламента учетных работ по каждому объекту.
- Формирует информационную систему, позволяющую оперативно составлять любые виды отчетности и данные для анализа.
То есть, на основании данного нормативно-правового документа строится вся система бухгалтерского учета на предприятии. Однако при ведении различных участков учета, другими нормативно-правовыми актами регулируются различные операции.
Трудовым кодексом РФ определен регламент взаимоотношений работодателя и работника. На основании содержания данного документа, строится учет заработной платы и кадровый учет на предприятии.
На основании регламента Налогового кодекса РФ, строится налоговый учет на предприятии, который неразрывно связан с бухгалтерским учетом.
Кроме того, на нормативном уровне существую Положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов в учете.
Например, ПБУ 9/99 «Доходы организации» регламентирует порядок определение и классификацию учета доходов в бухгалтерском учете.
Методическая база построения системы бухгалтерского учета в России
В состав методической базы входят различные инструкции по учету отдельных элементов.
Например, План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению определяют систему построения синтетического учета на предприятия.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств раскрывают порядок проведения инвентаризационных проверок в организации.
Также существует ряд других документов, которые определяют методику построения учета различных объектов.
Организационная база построения системы бухгалтерского учета в России
Организационная база построения системы бухгалтерского учета в России представлена внутренним регламентов каждой отдельной организации.
Прежде всего, систему бухгалтерского учета определяет свод правил, закрепленный в учетной политике предприятия. Регламент данного документа должен соответствовать регламенту законодательной базы, действующей на государственном уровне и учитывать особенности деятельности компании.
Также организацию системы бухгалтерского учета определяют и другие внутренние документы: должностные инструкции, график документооборота и прочие документы.
Отличительной чертой организационной базы построения системы бухгалтерского учета в России, является ее гибкость и возможность моделировать свою систему учета на каждом отдельно предприятии, руководствуясь только базовым регламентом правовых актов.