Информационная система бухгалтерского учета строится на принципе двойной записи. В качестве элементов будут выступать счета бухгалтерского учета, а двойная запись покажет связь между счетами и движение информации между ними. Благодаря двойной записи система бухгалтерского учета способна отражать количественную и качественную характеристику.
Счета бухгалтерского учета
Счета бухгалтерского учета – это система группировки и текущего учета однородных средств по определенным признакам. Движение учета по каждому объекту происходит и в сторону увеличения и в сторону уменьшения. Счет представляет собой таблицу, левая часть – Дебет, правая – Кредит (от лат. debet - должен, credit – верит). Каждому счету – дается код и название. Сумму итога всех операций по дебету называют дебетовым оборотом, или оборотом по дебету. Сумму всех записей по кредиту называют кредитовым оборотом, или оборотом по кредиту. Остаток на счете называется – сальдо. Наличие сальдо по счету означает наличие объекта учета на определенный момент времени. Сальдо может быть начальное или конечное. Сумма начального сальдо равна соответствующей статье баланса на начало периода. Конечный остаток формируется путем подсчета, а соответствующий итог переноситься в баланс на окончание отчетного периода.
Счета делятся в зависимости от показателей о средствах или источниках их образования, и могут быть активными и пассивными.
Активные счета
На активных счетах ведется учет средств (имущество, активы) предприятия. Открываются на основе статей актива баланса. Остаток всегда отражается в дебете. Кредитовое сальдо – показатель ошибки. Поступление средств учитывается по дебету, уменьшение средств, их выбытие по кредиту. Формула счета выглядит как: $Сальдо_{конечное \ (по \ дебету)}=Сальдо_{начальное \ (по \ дебету)}+Обороты_{(по \ дебету)}-обороты_{(по \ кредиту)}$.
На начало месяца на счете «Касса» числилось 6 000 руб., в течении месяца в кассу поступило 35 000 руб. от покупателей, 38 000 руб., было сдано на расчетный счет. Рассчитать конечное сальдо.
Рисунок 1. Счет 50 «Касса»
Пассивные счета
На пассивных счетах ведется учет источников формирования имущества предприятия (пассивов). Открываются на основании статей пассива баланса. Остаток всегда отражается в кредите. Дебетовое сальдо будет говорить об ошибке. Увеличение пассивного счета по кредиту, уменьшение источников средств – по дебету. Формула счета записывается как: $Сальдо_{конечное \ (по \ кредиту)}=Сальдо_{начальное \ (по \ кредиту)}+Обороты_{(по \ кредиту)}-обороты_{(по \ дебиту)}$.
Активно-пассивные счета
В бухгалтерском учете применяются счета, у которых сальдо может быть либо активным, либо пассивным. На таких счетах учитываются два объекта. Например, счет 75 «Расчеты с учредителями», дебетовое сальдо будет показывать задолженность по взносам в уставный капитал. Кредитовое сальдо покажет долг предприятия перед учредителями по выплате дивидендов.
Форму счета можно записать как: $Сальдо_{конечное \ (по \ дебету)}=Сальдо_{начальное \ (по \ дебету)}+Обороты_{(по \ дебету)}-обороты_{(по \ кредиту)}$.
или $Сальдо_{конечное \ (по \ кредиту)}=Сальдо_{начальное \ (по \ кредиту)}+Обороты_{(по \ кредиту)}-обороты_{(по \ дебиту)}$.
Все хозяйственные операции записываются по правилу двойной записи. Двойная запись – это отражение изменений по дебету и кредиту счетов в одной и той же сумме. Контрольное значение двойной записи – сумма дебетовых оборотов по всем счетам равна сумме кредитовых оборотов.
Чтобы отразить некоторую операцию нужно сделать запись в двух счетах. Например, в основное производство получены материалы на сумму 15 000 руб., для производства продукции. Операция затрагивает два счета: счет 10 «Материалы» и счет 20 «Основное производство». Оба счета активные, увеличение идет по дебету, Д20, а уменьшение по кредиту К10.
Бухгалтерская проводка будет иметь вид: Д20-К10 - 15 000
Связь между счетами при двойной записи называется корреспонденция счетов, обозначение корреспонденции с указанием номеров счетов и суммы называется бухгалтерской проводкой.
План счетов
Все счета составляют систему, которая носит название План счетов. План счетов и инструкция по применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 года №94н. План счетов обязателен к применению всеми предприятиями, кроме бюджетных организаций и финансовых учреждений. План счетов группирует счета на восемь разделов, по их экономическому содержанию: внеоборотные активы, производственные затраты, затраты на производство, готовая продукция, денежные средства, расчеты, капитал, финансовые результаты.
Каждый раздел отражает однородные виды обязательств, имущества, хозяйственных операций. Разделы расположены в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Раздел I и II – имущество для процесса производства «Внеоборотные активы», «Производственные запасы», раздел III - VI – счета издержек, готовой продукции, денежные средства и расчеты, раздел VII и VII – показывает капитал и финансовый результат. Отдельно выделены счета используемые для учета средств не принадлежащих данной организации, называются такие счета забалансовые.
«Арендованные основные средства», «Товарно-материальны ценности принятые на ответственное хранение». Корреспонденции с другими счетами они не имеют. Они имеют записи только по дебету или только по кредиту.
План счетов содержит двузначный код синтетического счета, наименование, код субсчета и наименование субсчета.