Бухгалтерский учет в нашей стране введется в соответствии с действующими принципами, требованиями и правилами, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В настоящее время Правительство РФ осуществляет общее регулирование ведения бухучета в России. Данная функция частично возложена на Минфин РФ. Для более удобного распределения значимости всех законодательных документов была разработана четырехуровневая система нормативных документов.
Уровень I – законодательный.
Основной документ I уровня - это Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный закон представляет собой свод всех требований к ведению бухучета на предприятии, заполнения первичных документов и регистров, а также, составлению бухгалтерской отчетности. Стоит отметить, что в Федеральном законе № 402-ФЗ от 06.12.2011 указан правовой механизм регулирования бухучета в РФ.
Также в I уровень можно отнести ряд следующих документов:
- Конституцию РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и др.
На данном уровне все документы являются основополагающими при ведении бухучета и обязательными для применения всеми юридическими лицами.
Уровень II – нормативный.
Во II уровень включаются различные стандарты и положения по бухучету, которые регламентируют порядок введения учета имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности. В это уровень входят все Положения по бухгалтерскому учету, международные стандарты финансовой отчетности, а также некоторые приказы Минфина.
Следует отметить, что данные документы обязательны для применения всеми организациями при введении бухучета в организации и составлении бухгалтерской отчетности.
Уровень III – методический.
Все документы рекомендательного и инструктивного характера, а также рекомендации и методические указания, которые не вошли во II уровень, но также отвечают на практические вопросы по введению бухучета в организации, относятся к III уровню. Чаще всего это письма и приказы Минфина РФ, Минсельхоза РФ, Министерства финансово РФ и др.
Стоит отметить, что письма министерств носят не обязательный характер. Они представляют собой возможный вариант решения той или иной спорной ситуации, которая может возникнуть на практике.
Уровень IV – организационный.
Последний уровень – это локальные нормативные документы отдельной организации. Основным документом выступает учетная политика организации, в которой дается уточненное описание ведения бухучета, неурегулированного в законодательстве РФ, для конкретной фирмы.
К данному уровню также относятся:
- утвержденный план счетов;
- приказы и распоряжения руководителя предприятия и др.
Данная система сформирована по значимости нормативно-правовых актов в отношении бухучета.
Следует отметить, что существует и другая система регулирования бухучета в России. Однако чаще всего она встречается в литературе по юриспруденции. Она основана на юридической силе нормативно-правовых актах.
Наличие двух систем регулирования ведения бухучета на предприятиях связано с отсутствием официальной формулировкой и не закреплением данной системы в законодательстве РФ. Однако даже наличие нескольких систем не влияет на способы ведения бухучета на предприятиях. Это связано с тем, что обязанность или желательность их применения прописана в самих документах.