Основы формирования баланса
Баланс представляет собой отчетность, где отражены фактически имеющиеся у предприятия активы (имущество) и пассивы (источники имущества) на дату его составления.
Все показатели строк актива и пассива баланса имеют свои источники, которые в свою очередь формируются в процессе осуществления бухгалтерского учета хозяйственных операций.
Этапы формирования источников для показателей баланса
- Первичный документ. Первичный документ фиксирует любую хозяйственную операцию и является юридически обоснованным подтверждением факта такой операции. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» выдвигает определенные требования к порядку составления первичного документа для его принятия к бухгалтерскому учету на предприятии.
-
Запись на счетах бухгалтерского учета. На основании полученного первичного документа, бухгалтер делает двойную запись на счетах бухгалтерского учета, регламентированных учетной политикой предприятия в части рабочего плана счетов. Запись производится на основании характера операции. Например, если это полученная от поставщика расходная накладная на материалы, то это будет проводка:
- Д-т 10 К-т 60
Если это будет ведомость начисления заработной платы работникам производства, то это будет проводка:
- Д-т 20 К-т 70
-
Регистры бухгалтерского учета. Информация по счетам бухгалтерского учета группируется в различных регистрах. Как правило, регистры представляют собой различные накопительные и группировочные таблицы, книги, карточки учета и т.д.
-
Оборотно-сальдовая ведомость.
Данный документ формируется по окончании отчетного периода, где отражены обороты по всем счетам бухгалтерского учета в организации и остатки на начало и конец периода. Данный документ является последним документом в цикле учетного процесса, и который является законченным источником для формирования данных бухгалтерского баланса.
Формирование показателей баланса из оборотно-сальдовой ведомости
Для формирования каждой строки баланса, бухгалтер анализирует показатели оборотно-сальдовой ведомости.
Так, в строке «Внеоборотные активы», бухгалтер отражает данные по остаткам на счете 01 «Основные средства». При этом, из остаточной стоимости основных средств, бухгалтер вычитает сумму накопленной амортизации, которая составляет остаток на счете 02 «Амортизация ОС». Аналогично формируется и строка «Нематериальные активы». Для этого бухгалтер вычитает остаток на счете 02 «Нематериальные активы» из остатка на счете 05 «Амортизация нематериальные активы».
В строку «Запасы» попадает сумма остатков по таким счетам как:
- 10 «Материалы»;
- 41 «Товары»;
- 43 «Готовая продукция»;
- и т.д.
Если в организации имеются резервы под снижение стоимости материальных ценностей, то суммы таких резервов вычитаются из данного показателя. Для отражения информации в строке «Денежные средства», источником являются остатки по счетам учета денежных средств в организации. Это могут быть:
- 50 «Касса»;
- 51 «Расчетные счета»;
- 52 «Валютные счета»;
- и др.
Для формирования дебиторской задолженности, источниками являются остатки по дебету таких счетов как:
- 62 «Расчеты с покупателями»
- 68 «Расчеты с бюджетом»
- и т.д.
Для формирования строк собственного капитала в пассиве баланса источником являются остатки по кредиту таких счетов как:
- 80 «Уставный капитал»
- 84 «Нераспределенная прибыль/непокрытые убытки»;
- и т.д.
Для формирования обязательств в пассиве баланса, источниками являются остатки по кредиту счетов:
- 60 «Расчеты с поставщиками»;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
- и т.д.
Таким образом, все показатели по остаткам в оборотно-сальдовой ведомости, являются источниками для отражения данных бухгалтерского баланса.