Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Инвентаризация в бухгалтерском учете

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Назначение инвентаризации

Замечание 1

Инвентаризация является одной из базовых учетных процедур. Она проводится, чтобы выяснить, соответствуют ли данные документов в бухгалтерии и учетных регистров в программе учета реальному положению дел.

Учетная практика такова, что бухгалтерия – это один человек или целый штат, работающие в отдельном помещении, а производство продукции, выполнение работ или оказание услуг совершается в другом месте. Таким образом, первичный учет ведется на участках, в которых происходят те или иные бизнес-процессы. Сюда поступают материальные ценности, и здесь сосредоточены основные фонды компании. Бухгалтерия не видит также и денежные средства, которые проходят по кассе или по счетам в банке.

Учетные работники имеют дело с данными, которые они читают из документов. Первичные документы чаще всего составляются в момент совершения какого-либо факта хозяйственной жизни лицом, который является ответственным за документирование конкретной операции. А затем с соответствие с принятым в экономическом субъекте графиком документооборота поступают в бухгалтерскую службу. Работники бухгалтерии вносят полученные данные в применяемую программу учета с целью формирования регистров и отчетности.

Бухгалтерская отчетность, с одной стороны, является своего рода ориентиром для руководства и собственников. Именно отчеты бухгалтерии и иных финансовых служб являются базой для проведения анализа и планирования бизнеса. С другой стороны, бухгалтерская и налоговая отчетность выполняют контролирующую функцию со стороны государства.

Таким образом, бухгалтерские данные должны как можно более точно и оперативно показывать состояние имущества и обязательств хозяйствующего субъекта. С этой целью и проводятся инвентаризации.

Основные аспекты процедуры инвентаризации

Инвентаризация в зависимости от того, кто является ее инициатором, может быть:

  • обязательная;
  • проводимая по инициативе руководства.

Обязательная - проводится не реже, чем единожды в календарный год в период близкий к концу года (после 1 октября). Ее назначение выверить все остатки по счетам учета имущества и обязательств, установить своевременность и обоснованность отражения операций на счетах учета, а также выявить виновных лиц при обнаружении отклонений. С одной стороны, такая работа дает возможность скорректировать учетные данные, а с другой – указывает на узкие места в работе подразделений, материально-ответственных лиц, руководителей и бухгалтерских работников.

Обязательная инвентаризация может также производиться в случае некоторых событий в деятельности хозяйствующего субъекта, таких как:

  • смена лица, ответственного за сохранность имущества;
  • кража;
  • чрезвычайная ситуация (стихийное бедствие, пожар и т.д.);
  • проведение процедуры реорганизации;
  • прекращение экономическим субъектом своей деятельности (ликвидация).

Объекты учета, подлежащие обязательной инвентаризации, отражены на рисунке 1.

Объекты, подлежащие инвентаризации в бухгалтерском учете. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В остальных случаях инвентаризация проводится по инициативе руководства. Могут планироваться инвентаризации любого вида имущества с целью контроля их сохранности и укрепления дисциплины ответственных сотрудников.

Руководитель должен издать специальный распорядительный документ о формировании комиссии, за которой на постоянной основе будет закреплена обязанность в проведении инвентаризации. Среди ее членов должны быть лица, ответственные за сохранность имущества, сотрудники бухгалтерии и работники управляющего звена, а также внешний аудитор или инвентаризатор.

В том случае если экономический субъект ведет масштабную деятельность, то могут формироваться рабочие группы комиссии по мере проведения инвентаризации.

Замечание 2

Российскими бухгалтерскими стандартами установлено, что на время проведения инвентаризации операции по движению материальных ценностей приостанавливаются. Однако в зависимости от специфики деятельности субъекта хозяйствования оные допускаются в присутствии комиссии и с фиксированием в отдельном документе.

Лица, ответственные за сохранность имущества или правильность документального оформления некоторых видов активов перед началом инвентаризации обязаны сдать первичные документы и журналы учета. Они также обязаны предоставить расписку о том, что все операции по приходу и выбытию задокументированы или все документы имеются в наличии и надлежащим образом оформлены.

Рабочим документом при проведении инвентаризации является инвентаризационная опись, данные которой затем переносятся в сличительную ведомость с целью выявления отклонений.

В результате инвентаризации может быть обнаружена:

  • недостача;
  • излишек;
  • пересортица.
Замечание 3

Несовпадения учетных данных и фактического наличия или документального оформления подлежат соответствующей корректировке в бухгалтерской программе по распоряжению руководителя.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис