Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Объекты инвентаризации в бухгалтерском учете

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Объекты инвентаризации в бухгалтерском учете

Понятие объектов инвентаризации

Практически все объекты бухгалтерского учета нуждаются в проверке их фактического наличия, правильности отражения в учете, то есть в инвентаризации. Поэтому объектами инвентаризации можно назвать все имущество предприятия, которое числится на балансе. Объекты могут быть материальными:

  • товары;
  • готовая продукция;
  • основные средства;
  • и т.д.

так и нематериальными:

  • нематериальные активы;
  • дебиторская задолженность;
  • и т.д.
Замечание 1

Стоит отметить, что годовая инвентаризация обязательна для всех организаций. Ее проводят в конце отчетного года, как правило, в ноябре-декабре – перед формированием годовой финансовой отчетности.

Содержание процесса инвентаризации материальных активов

Для каждого объекта инвентаризации существует свой порядок и правила проведения. Инвентаризация основных средств подразумевает проверку фактического наличия данного вида активов с информацией в учетных регистрах. Тоже самое касается и инвентаризации товаров, материалов, готовой продукции.

Для такого рода инвентаризации, процесс ее проведения идентичен. Ревизорами заполняется инвентаризационная опись и сличительная ведомость по каждой группе проверяемых активов. По результатам инвентаризации, при недостаче или излишках проводят дополнительную проверку на предмет выявления причин таких отклонений. Устанавливаются виновные лица, и далее происходит процесс списания недостач или ввод в учет излишков.

Содержание процесса инвентаризации нематериальных активов

Инвентаризация нематериальных объектов происходит по несколько другой схеме. В данном случае проверка фактического состояния нематериального имущества организации с учетным осуществляется методом документальной проверки.

Пример 1

Например, при инвентаризации нематериальных активов, ревизорами изучаются документа по движению в организации таких активов: поступление на баланс, списание, начисление амортизации, реализация и т.д. Ревизор проверяет данные, отраженные в документах и на счетах бухгалтерского учета.

При проверке дебиторской или кредиторской задолженности, ревизоры проверяют договора с контрагентами, приходные и расходные накладные, акты выполненных работ, или оказанных услуг.

Также ревизоры проверяет факты оплаты за полученные или реализованные товары, работы, или услуги. Обязательным пунктом проверки является установление просроченной дебиторской или кредиторской задолженности, как происходит покрытие таких расходов из резервного фонда при его наличии в организации и т.д. Также по результатам такой инвентаризации, задолженность покупателей классифицируют на сомнительную и безнадежную.

Отдельного внимания заслуживает инвентаризация незавершенного производства. Это самый сложный объект инвентаризации, так как содержит множество статей расходов. Незавершенное производство отражается сальдо по дебету счета 20 куда относятся все затраты на производство. Такие затраты состоят из:

  • затрат материалов и сырья;
  • затрат на заработную плату и страховые взносы работников, непосредственно задействованных в производстве;
  • затрат электроэнергии;
  • затрат на содержание основных производственных средств;
  • и т.д.

На конец отчетного периода незавершенное производство может состоять из:

  • продукции, которая не прошла все необходимые стадии обработки для получения статуса «готовой продукции»;
  • невыполненные заказы по работам или услугам;
  • не принятые заказчиком работы или услуги;
  • и.т.д.

Ревизору необходимо проверить все документы, фиксирующие такие затраты и правильность отражения незавершенного производства в учете.