Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инвентаризация в первичном учете

Инвентаризация как один из элементов бухгалтерского учета

Сущность инвентаризации состоит в периодическом составлении описи всего имущества и обязательств, имеющихся у организации. Инвентаризация проводится на определенную дату, и ее результаты фиксируются в инвентаризационных ведомостях или описях.

Замечание 1

Инвентаризация имущества и обязательств организации осуществляется при помощи их визуального изучения путем применения таких приемов, как осмотр, обмер, взвешивание и пересчет.

Помимо собственного имущества и обязательств организации инвентаризации подвергаются и активы, отраженные за балансом предприятия. Например, активы, учитывающиеся на счете 002 " товарно-материальные ценности", 004" товары, принятые на комиссию", и т.д.

Статья: Инвентаризация в первичном учете
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Инвентаризация проводится в следующих случаях:

  • в случае передачи имущества в аренду, его выкупа, продажи , а также при реорганизации и ликвидации предприятия;
  • перед началом составлением годовой бухгалтерской отчётности;
  • при осуществлении смены материально-ответственного лица;
  • в случае обнаружения фактов хищений, порчи материальных ценностей;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как пожар или стихийное бедствие;
  • в случае переоценки имущества.

Задачи инвентаризации и ее основные виды

Проведение инвентаризации предполагает выполнение нескольких задач:

  • Во-первых, следует выявить фактическое наличие имущества организации.
  • Во-вторых, осуществить контроль сохранности имущества при помощи сверки наличия имущества по факту с данными, отражёнными в системе бухгалтерского учета.
  • В-третьих, следует определить неиспользуемое в процессе хозяйственной деятельности имущество.

Также к основным задачам относится осуществление контроля и проверки соблюдения всех правил и условий , необходимых для правильного хранения имущества, а также проверка соответствие реальной стоимости учтенного в балансе предприятия имущества.

«Инвентаризация в первичном учете» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В зависимости от того, на основании каких признаков и причин осуществляется инвентаризация, различают плановые и внеплановые инвентаризации.

Определение 1

Плановая инвентаризация осуществляется на основании планов ревизионных работ организации ее учетной политики.

Внеплановая инвентаризация не предусмотрена учетной политикой организации , не носит обязательный характер и может осуществляться как внешними аудиторами , так и инвентаризационной комиссией организации.

Если говорить о полноте охвата имущества, подвергаемого инвентаризации, то в этом случае инвентаризация может быть как частичной, так и полной.

Определение 2

Частичная инвентаризация представляет собой отдельную проверку объектов учета .

Полная инвентаризация - это полная проверка всего имущества предприятия , а также его обязательств на конкретную дату. Обычно проведение полной инвентаризации осуществляется перед составлением годовой отчётности предприятия, а также при реорганизации и ликвидации.

Порядок проведения инвентаризации

Как правило, инвентаризацию проводят на 1 число месяца. Сам процесс инвентаризации категорически не рекомендуется ни прерывать, ни приостанавливать. Этот процесс условно можно разделить на несколько этапов:

  • подготовительный. На этом этапе осуществляется создание инвентаризационной комиссии, составляется календарный план проведения инвентаризации и распределяется вся предстоящая работа. Проводится выверка всех записей и остатков по счетам бухгалтерского учета во всех регистрах как синтетического, так и аналитического учета.
  • проведение непосредственной проверки фактического наличия всех материальных ценностей предприятия. Осуществление этого этапа должно проводиться обязательно в присутствие материально-ответственных лиц. Наличие материальных ценностей, выявленных и пересчитанных в процессе инвентаризации, отражается в инвентаризационных описях. Эти документы следует составлять по местам проведения инвентаризации каждому материально-ответственному лицу на каждый вид ценности. На те ценности, которые не принадлежат организации на правах собственности, должны составляться отдельные описи. Все данные , представленные в инвентаризационных описях, в обязательном порядке сверяются с остатками, отражённым в системе бухгалтерского учета организации. В случае несоответствия данных инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость, которую подписывает инвентаризационная комиссия и материально-ответственное лицо.
  • оформление результатов инвентаризации документально. По результатам проведенной в организации инвентаризации составляется общий акт инвентаризации. К этому акту также должен быть сформирован протокол, где в обязательном порядке должен быть определён порядок для регулирования всех выявленных в ходе инвентаризации разниц.
  • определение решений, принимаемых по результатам инвентаризации. Все расхождения должны быть отрегулированны в течении 10 дней после того, как инвентаризация была окончена.

Все те ценности, которые оказались в излишке, приходуются по рыночной стоимости. При этом их рыночная стоимость относится на результаты предпринимательской деятельности предприятия с дальнейшим установлением причин возникновения этих излишков, а также виновных лиц.

Если была определена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли, то такая недостача списывается на прочие расходы предприятия.

В том случае если недостача ценностей была зафиксирована сверх норм естественной убыли, а также был установлен факт их порчи, то в этом случае эти суммы списываются на виновных лиц . Если виновники не были установлены, то убытки относятся на прочие расходы. Все результаты проведенной на предприятии инвентаризации в обязательном порядке должны быть отражены в системе бухгалтерского учёта именно в том месяце, когда закончилась инвентаризация.

Все результаты проведенной инвентаризации должны храниться в бухгалтерии не менее 5 лет.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 04.03.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot