Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы консолидированной отчетности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Бухгалтерский учет и аудит / Принципы консолидированной отчетности
Принципы консолидированной отчетности

Консолидированная отчетность в бухгалтерии является особым форматом отчетов, составляемым посредством объединения данных отчетности нескольких организаций.

Замечание 1

Необходимость формирования сводной бухгалтерской отчетности распространяется непосредственно на организации с дочерними и зависимыми обществами. В обязательства таких организаций входит включение в годовой отчет головной организации сведений о финансовой деятельности дочерних.

Главные принципы подготовки консолидированной отчетности

Консолидированная отчетность (соответственно международным стандартам) должна быть сформирована в соответствии с определенными принципами к числу которых относятся принципы:

  1. Полноты. Принцип подразумевает принятие в полном объеме всех активов, обязательств, а также расходов и доходов будущих периодов консолидированной группы в независимости от доли материнской компании. Доля меньшинства будет отражена отдельной статьей в балансе под соответствующим заголовком.
  2. Собственного капитала. При рассмотрении материнской компании и дочерних предприятий в формате единой экономической единицы, собственный капитал может быть определен по балансовой стоимости акций консолидируемых организаций, а также финансовым итогам деятельности данных компаний и резервам.
  3. Справедливой и точной оценки. При представлении консолидированной отчетности ее форма должна быть ясной и комфортной для понимания форме, с правдивой и достоверной картиной активов, обязательств, финансового состояния, показателей убытков и прибыли касательно предприятий (в составе группы, рассматриваемых как одно целое).
  4. Постоянства задействования методов консолидации и оценки и функционирующего предприятия. Методика консолидации ориентирована на продолжительный период времени при условии постоянства функционирования предприятия (без прекращения своей деятельности в обозримом будущем). Отклонения допускаются в редких случаях и в обязательном порядке должны быть детально раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующими обоснованиями. Этот принцип может иметь отношение как к формам консолидированной отчетности, так и к методам ее составления.
  5. Существенности. Данный принцип предполагает раскрытие определенных статей, величина которых может оказать определенное воздействие на принятие или изменение решения о финансово-хозяйственном функционировании рассматриваемой для отчетности компании.
  6. Единой методики оценки. Принцип предусматривает полный учет пассивов, активов, затрат и прибыли будущих периодов консолидированной компании. При этом не имеет значения формат их представления в текущем учете и отчетности предприятий в составе группы. Это обусловлено отсутствием наложения запрета со стороны материнской компании и не осуществлением избирательных учетных подходов. Существенной является необходимость оценки при консолидации пассивов и активов материнской компании и дочерних предприятий по единой методике, применяемой ею. Методы оценки по законодательству, которого придерживается материнская компания, должны быть задействованы при составлении консолидированной отчетности.
  7. Единой даты для составления. Консолидированная отчетность должна быть составлена на дату баланса материнской компании. Относительно дочерних предприятий показатели отчетности также должны пересчитываться на дату консолидированной отчетности.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы формирования консолидированной финансовой отчетности

Формирование консолидированной финотчетности группы строится на объединении информации из отчетности материнской компании и дочерних. Консолидация при этом не ограничивается только построчным суммированием:

  • аналогичных статей активов, обязательств, капитала;
  • расходов и прибыли.

Сам процесс консолидации предполагает проведение целого ряда специальных расчетов. На каждом этапе при этом предусмотрены соответствующие действия касательно преобразования финансовых отчетов отдельных компаний (и определенной дополнительной информации) в комплект консолидированной отчетности, составляемой на основании тех или иных стандартов.

К наиболее общим принципам формирования консолидированной отчетности относят такие:

  • элиминирования внутригрупповых операций и расчета накопленного капитала;
  • принцип гудвилла;
  • принцип прав меньшинства;
  • непосредственного формирования отчетности.

Принципы элиминирования внутригрупповых операций и расчета накопленного капитала

Замечание 2

При формировании консолидированной отчетности группы организаций используется принцип единой организации в отношении всей группы. Это означает исключение в консолидированной отчетности показателей, отражающих внутригрупповые операции (взаимодействие элементов группы).

Здесь наблюдается аналогия с обычной финансовой отчетностью, отражающей взаимодействие компании с внешней средой, а не отношения между подразделениями внутри компании. Самым типичным примером внутригрупповой операции выступает реализация продукции одной из организаций группы другой организации из той же группы.

Реализация будет отражена в финансовой отчетности каждого участника операции (непосредственно в балансе и отчете по прибыли и убыткам). Это представляет собой характеристику экономической сущности взаимодействия двух самостоятельных организаций. Но если рассматривать пример с позиции группы в целом, в этом случае суть произошедших событий будет иной.

Поскольку обе из рассматриваемых организаций находятся внутри группы (с точки зрения группы не было никакой реализации), можно говорить только о простом перемещении запасов между подразделениями. По этой причине все перечисленные ранее последствия сделки должны исключаться из консолидированной финансовой отчетности (но при этом быть сохранены в отчетах у каждой отдельной организации).

Описанная выше процедура называется элиминированием, то есть исключением внутригрупповых операций. Элиминированию подвержены все долговые отношения, существующие между элементами рассматриваемой группы.

Согласно принципу расчета накопленного капитала, капитал материнской компании полностью включается в консолидированную отчетность. Дочернее предприятие при этом не включается в отчетность полностью.

Это обусловлено тем, что некоторая его часть, существовавшая на момент приобретения, уже вошла в консолидированную отчетность. Это произошло через стоимость чистых активов, на основании которой был рассчитан гудвилл. По этой причине (во избежание двойного счета) в консолидированный баланс важно включать только ту часть накопленной прибыли, которая была сформирована уже после даты приобретения.

Поскольку при консолидации в балансе будет наблюдаться появление нового актива (гудвилла), рассчитываемого по состоянию на момент приобретения и амортизируемого, из этого следует, что консолидированная сумма накопленного капитала уменьшится на величину амортизации этого гудвилла за рассматриваемый период между датой приобретения и датой отчетности.