Нормативное регулирование бухгалтерского счета в общих положениях подчиняется системе нормативного законодательства по бухгалтерскому учету в России.
Система по обеспечению нормативного регулирования ведения бухгалтерского учета
На сегодняшний день в бухгалтерском учете Российской Федерации нормативное регулирование представлено в виде четырехуровневой системы. Рассмотрим ее элементы:
- Первый уровень представляется главным образом Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Указанный Закон является основой системы регулирования правил бухгалтерского учета. Его положениями устанавливаются правовые основы по ведению бухгалтерского учета на предприятиях, а также определяются правила составления различных форм бухгалтерской отчетности.
- Второй уровень системы представлен различными Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), разработанными Министерством финансов России. ПБУ определяют общие вопросы методологии бухгалтерского учета.
- Третий уровень состоит из документов рекомендательного характера, они конкретизируют общую методологию в соответствии со спецификой отрасли.
- Четвертый уровень - приказы, инструкции хозяйствующего субъекта. Примером может служить рабочий план счетов, который составлен на базе единого Плана счетов, утвержденных форм первичной документации, приказа по учетной политике предприятия, графиков документооборота и прочие внутренние документы.
План счетов – основной регулятор бухгалтерского счета
План счетов в системе нормативно-правового регулирования занимает некую промежуточную позицию между вторым и третьим уровнями законодательного регулирования. Плану счетов в составе системы регулирования бухгалтерского счета уделяется первостепенное значение.
В общем виде План счетов представляет собой схему группировки и регистрации хозяйственных операций. В нем определены номера и наименования синтетических счетов и субсчетов.
Важно отметить, что План счетов является обязательным к применению единым документом для организаций всех отраслей и видов деятельности. Исключение составляют только бюджетные организации и банки.
Предусмотренные Планом счетов субсчета используются предприятиями по своему усмотрению исходя из нужд контроля, анализа и отчетности. Предприятия наделены правом не только уточнять содержание отдельных субсчетов, но еще и создавать дополнительные субсчета.
Счета в едином Плане счетов сгруппированы в восьми разделах, выделены также забалансовые счета. Принцип группировки счетов - экономические особенности объектов. Каждый раздел отражает однородные в экономическом смысле виды имущества предприятия, хозяйственных операций и обязательств.
Единые подходы к грамотному применению организациями Плана счетов и правилам отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах определяет Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета. В этой инструкции приводится характеристика всех синтетических счетов и субсчетов, открываемых к ним. Инструкция раскрывает структуру счетов и их назначение, также определяет экономическое содержание обобщаемых на счетах хозяйственных операций, устанавливает порядок их отражения.
Предприятия опираясь на единый План счетов и его Инструкцию по применению разрабатывают у себя рабочий план бухгалтерских счетов. Далее этот рабочий план утверждается. Утвержденный в организации рабочий план счетов должен включать полный список синтетических и аналитических счетов, также в него включаются субсчета. При возникшей необходимости осуществления учета специфических операций предприятия имеют право по согласованию с Минфином вводить дополнительно в План счетов новые синтетические счета, при этом должны использоваться свободные коды счетов.