Процесс перехода на МСФО
Риски, связанные с МСФО, - это комбинация вероятностей наступления определенного события или отклонения от результата ожидаемого в будущем, который связан с процессами внедрения или применения МСФО.
Для того, чтобы риски, связанные с МСФО не возникали, предприятию необходимо использовать методы принятия решений в неопределенных условиях. Данный метод составляют следующие критерии:
- максимакс;
- максимин;
- критерий минимаксного риска Сэвиджа;
- критерий пессимизма – оптимизма Гурвица.
Процесс перехода на МСФО является длительным и осложняется особенностями страны, ее менталитетом, уровнем развития бухгалтерского учета. Для того, чтобы внедрить МСФО необходима определенная выработанная стратегия и достаточные ресурсы.
Виды рисков, связанных с МСФО
Выделяют следующие риски, которые связаны с процессами внедрения или применения МСФО:
-
Неверный состав структур, которые включаются в консолидированную отчетность:
- Конфликты внутри организации;
- Неправильно оформленные документы по юридическому контролю за структурами предприятия;
- Оффшорные структуры;
- Сложность в официальном переводе МСФО;
- Сложность в интерпретации законодательных документов, регламентирующих применение МСФО;
- Изменчивость в структуре организации, слияние или поглощение.
-
Неверный выбор консультанта:
- Недостаточность профессионального уровня консультанта;
- Недостаточный уровень компетенции консультанта;
- Недостаточность денежных средств для оплаты труда консультанта;
- Низкий уровень компетенции лица, проводившего выбор консультанта.
-
Конфликт интересов, возникающих между заказчиком, консультантом и аудитором:
- Формальность в отношении руководителя к МСФО, а также в выборе консультанта и аудитора;
- Совмещение одним лицом деятельности консультанта и аудитора.
-
Отсутствие информационного обеспечения, необходимого для МСФО:
- Недостаточный уровень компетенции специалистов, занимающихся информационный обеспечением;
- Отсутствие подразделений, которые обеспечивают предприятие информационными услугами;
- Непринятие нововведений в информационном обеспечении;
- Неудобное расположение предприятия, препятствующее внедрению информационных систем;
- Высокие затраты, связанные с внедрением информационного обеспечения.
-
Искажение или сокрытие информации:
- Недостаточный уровень квалификации лиц, занимающихся подготовкой первичных документов;
- Недостатки в корпоративной культуре;
- Недостатки при сборе и передачи информации;
- Непрозрачная политика предприятия.
-
Неправильный выбор, связанный со способом получения финансовой отчетности:
- Недостатки в методологическом обеспечении;
- Недостатки в программном обеспечении;
- Отсутствие документов законодательного уровня по применению МСФО.
-
Несоответствие отчетности и требований, предъявляемых организацией:
- Руководство организации не принимает МСФО;
- Низкая оперативность при предоставлении отчетности.
-
Увеличение сроков, необходимых для внедрения МСФО:
- Высокие финансовые затраты, необходимые для подготовки специалистов соответствующего уровня;
- Неготовность информационных систем;
- Неготовность государства к принятию МСФО.
-
Отказ от применения МСФО:
- Изменение ряда законодательных актов, которые препятствуют использованию МСФО;
- Отказ от МСФО со стороны государства;
- Новая финансовая система в стране, отличная от МСФО.