Значение регистра учета денежных средств
Регистр учета денежных средств – это документ организации, в котором накапливается, обобщается и систематизируется информация о движении денежных средств предприятия.
Наличие регистра учета денежных средств предприятия обеспечивает:
- контроль рационального использования денежных средств;
- контроль сохранности денежных средств;
- контроль правильности, своевременности и полноты отражения операций с денежными средствами;
- объективную оценку движения денежных средств предприятия;
- информационную базу для формирования отчета о движении денежных средств.
Регистры учета денежных средств разрабатываются предприятием самостоятельно и утверждаются как приложение к учетной политике предприятия.
Содержание регистров учета денежных средств прямо зависит от нескольких факторов:
- особенностей и специфики учета и движения денежных средств в конкретной организации;
- требований налогового и бухгалтерского учета;
- требований информативности для пользователей бухгалтерской информации.
Специфика учета денежных средств на предприятии может быть определена:
- количеством касс или расчетных счетов в организации;
- оборачиваемостью денежных средств;
- количеством операций с денежными средствами.
Требования налогового и бухгалтерского учета подразумевают, как именно должна отражаться информация о движении денежных средств для целей налогового и бухгалтерского учета. Например, при кассовом методе, необходимо, что бы в регистре учета денежных средств отдельно определялись итоги для расчета налогооблагаемой базы.
Требований информативности для пользователей бухгалтерской информации заключается в конкретных требованиях руководства, собственников, инвесторов и т.д.
Виды регистров учета денежных средств
Регистр учета денежных средств может составляться с учетом различной информации в них.
Регистр поступления и выбытия денежных средств.
Данный вид регистра предусматривает хронологические записи по поступлениям наличных и безналичных денежных средств в организацию, а также их выбытия. Аналитически в данном регистре может раскрываться информация об источниках поступления и получателях при выбытии.
Регистр резерва денежных средств.
Данный вид регистра предусматривает отражение зарезервированных денежных средств для будущих обязательных платежей. Приход денежных средств в таком регистре означает создание резерва, а расход – его использование. Аналитически в данном регистре может раскрываться информация об источниках резервирования и назначении при выбытии.
Регистр заявок на расходование денежных средств.
Данный вид регистра, как правило, используют на крупных предприятиях с множеством подразделений или филиалов. В такой регистр заносятся заявки от соответствующих служб на расходование денежных средств. Например:
- отдел снабжения – на закупку товаров и материалов;
- отдел бухгалтерии – на закупку канцтоваров;
- отдел реализации – на оплату аренды;
- и т.д.
Регистр планируемых поступлений денежных средств.
Данный вид регистра предусматривает планирование будущих поступлений денежных средств. Для таких поступлений уже оформлены первичные документы и движения со знаком «минус» в таком регистре означают фактическое поступление планируемого поступления денежных средств. Соответственно, движение денежных средств со знаком «плюс» означает новое планирование поступлений.
Регистр планируемых списаний денежных средств.
Данный вид регистра предусматривает планирование будущих расходов денежных средств. Для таких расходов уже оформлены первичные документы и движения со знаком «минус» в таком регистре означают фактическое исполнение планируемых расходов денежных средств. Соответственно, движение денежных средств со знаком «плюс» означает новое резервирование денежных средств.