Понятие метода бухгалтерского учёта и его виды
Бухгалтерский учет - это такая система, которая собирает, регистрирует и обобщает информацию с данными об имущественном состоянии предприятия, его обязательствах и их движении.
Бухгалтерский учет осуществляется при помощи денежного выражения с непрерывным учетом всех совершаемых операций на предприятии.
Под методами бухгалтерского учёта понимают набор инструментов, с помощью которых ведётся бухгалтерский учёт, происходит обобщение необходимой информации, а также анализируется деятельность организаций и динамика её развития.
Информация, получаемая в ходе бухгалтерского учёта должна иметь свойства полноты и достоверности.
Среди методов бухгалтерского учёта выделяют следующие:
- метод документирования;
- метод оценивания;
- метод инвентаризации;
- метод калькуляции;
- метод ведения бухгалтерских счетов;
- метод двойной записи;
- метод, предполагающий составление бухгалтерской отчетности;
- метод, предполагающий составление бухгалтерского баланса.
Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета и требований и задач, предъявляемых к бухгалтерскому учету.
Методы бухгалтерского учета не стоят на месте, а постоянно совершенствуются в связи с появлением новых требований к ним.
Сущность методов бухгалтерского учёта
Документирование необходимо для того, чтобы регистрировать хозяйственные операции. Существуют следующие формы для учёта документов:
- первичная;
- накопительная;
- сводная.
Бухгалтеру прежде, чем начинать ведение бухгалтерского учёта, необходимо получить документы, закреплённые подписями ответственных лиц, подтверждающие факт совершения операции. Для того, чтобы обеспечивать сохранность документации, бухгалтеру необходимо подшивать все документы в специальную папку, а если система учета автоматизирована, используются базы данных.
Метод оценивания предполагает, что предприятию необходимо оценивать свои активы и пассивы, чтобы в дальнейшем подать данные в контролирующие органы. Стандарты бухгалтерского учёта регламентируют способы, при помощи которых возможна данная оценка.
Метод инвентаризации - это метод, в основе которого лежит необходимость периодически сопоставлять фактические данные и информацию бухгалтерского учета, получаемую при документировании операций организации. Данный метод дополняет документацию.
Метод калькуляции - это такой метод, при котором происходит группировка затрат, а также расчет себестоимости продукции.
Метод ведения бухгалтерских счетов - это метод, при котором происходит группировка информации по состоянию и движению средств предприятия, а также источников их формирования.
Счета в бухгалтерском учете бывают двух видов:
- синтетические;
- аналитические.
Метод двойной записи - все операции предприятия отражаются по дебету и кредиту счетов на одинаковую сумму.
Метод, предполагающий составление бухгалтерской отчетности - метод обобщения данных о деятельности организации за отчетный период.
Отчетность бухгалтерского учета должна быть:
- достоверной;
- целостной;
- сопоставимой;
- последовательной;
- правильно оформленной.
Метод, предполагающий составление бухгалтерского баланса - метод, в результате которого группируется и обобщается информация, характеризующая финансовое состояние предприятия на отчетный период.
Если вышеперечисленные методы бухгалтерского учета органично связать между собой, то возможно бухгалтерский учет вести непрерывным, сплошным и документально обоснованным способом.