Все явления, имеющие стоимостную оценку, становятся объектами бухгалтерского учета. Любое предприятие располагает неким имуществом, - это имущество составляет актив организации. Поступление имущества происходит из разных источников и в разные временные рамки. Источниками считаются собственный капитал и обязательства и называются пассивами. Активы и Пассивы с двух разных сторон показывают одно и то же имущество. Актив и Пассив совпадают в их денежном выражении. Все явления будут влиять на изменения активов и пассивов и, как следствие, должны отражаться в бухгалтерском учете.
Активы, пассивы, хозяйственные операции считаются объектами бухгалтерского учета. Хозяйственные операции – это изменения, влияющие на состав активов и пассивов предприятия.
Предмет бухгалтерского учета – это система регламентированной и упорядоченной информации, в ней отражен весь состав имущества по составу и размещению, по источникам образования.
Характеристика предмета бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета - наличие и движение имущества, источники его формирования, использования, обязательства возникающие в ходе деятельности и результаты такой деятельности. Деятельность предприятия состоит из кругооборота хозяйственных средств. Процессы, составляющие кругооборот: снабжение, производство, реализация.
Хозяйственные операции затрагивают имущество организации, его источники, или сразу оба показателя. Сырье, материалы, основные средства обязательства и хозяйственные операции имеют денежное выражение, полученное суммированием фактически произведенных расходов. Имущество, обязательства предприятия - это все объекты бухгалтерского учета. Активы оборотные и внеоборотные состоят из движимого и недвижимого имущества, различных видов дебиторской задолженности.
Текущая деятельность предприятия возможна при наличии собственных и заемных средств, их соотношение зависит от вида деятельности, финансовой устойчивости. Состав средств в натуральном и денежном выражении определен спецификой деятельности предприятия.
Основные хозяйственные процессы:
-
заготовление или снабжение — покупка товаров для нужд производства и реализации товаров.
-
производство — изготовление продукции, оказание услуг;
-
реализация — исполнение перед заказчиками и покупателями своих обязательств, сумма от реализации зачисляется на расчетный счет.
Сопоставление показателей плановых и отчетных при производстве выявляет результат деятельности, прибыль или убыток. Именно поэтому важно контролировать движение имущества, его наличие, использование материалов, трудовых ресурсов, финансовых резервов.
Метод бухгалтерского учета состоит из различных способов и приемов, за счет которых бухгалтерский учет отражает свои объекты.
Элементы метода бухгалтерского учета:
-
документация,
-
инвентаризация,
-
оценка,
-
калькуляция,
-
счета,
-
баланс,
-
отчетность.
Документация, или письменное свидетельство совершения хозяйственной операции или права на ее совершение. Все операции оформляются документами. Документы - основание для отражения операций и способ первичного наблюдения и регистрации. Этот элемент носит контрольные функции и обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация — метод, позволяющий проверить фактическое наличие хозяйственных средств с данными учета.
Оценка – метод, при котором средства получают денежное выражение. Оценка базируется на фактической себестоимости объектов, за счет этого достигается реальность. Руководителю предприятия необходимо знать и учесть все затраты на ведение деятельности, при этом не только величину каждого вида затрат, но и общую сумму, приходящуюся на каждый отдельный объект.
Себестоимость объектов учета формируется посредством калькуляции, которую используемой для контроль за величиной затрат. Для контроля за хозяйственными процессами предприятия, состоянием средств и источников их образования необходимо учитывать все хозяйственные операции на отдельных стадиях и в разрезе отдельных групп и видов средств.
Группировка объектов бухгалтерского учета позволяет получать показатели для текущего наблюдения за деятельностью. Работа этой системы основана на использовании системы счетов, сведения; в документах дают разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете группируют и обобщают характеристики объектов учета.
Хозяйственные операций в системе счетов показываются методом двойной записи. Такой способ раскрывает содержание деятельности, дает возможность изучать деятельность предприятия.
Контроль всей совокупности объектов в бухгалтерском учете производится сопоставлением средств с источниками и называется балансовое обобщение. При балансовом обобщении между суммой средств и суммой источников будет постоянное равенство. Такой способ обобщения дает возможность контроля за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.
Результаты деятельности, детализация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за отчетные период времени. К отчетности предъявляется целый ряд требований:
-
достоверность,
-
целостность,
-
сопоставимость,
-
последовательность, и т.д.