Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация расходов и затрат, учет расходов по элементам затрат

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Бухгалтерский учет и аудит / Финансовый учет / Классификация расходов и затрат, учет расходов по элементам затрат
Классификация расходов и затрат, учет расходов по элементам затрат

Определение понятия «расходы» для целей бухгалтерского учета описано в ПБУ $10/99$. Расходы представляют собой уменьшение экономических выгод от выбытия активов или появление обязательств, которые приводят к уменьшению капитала.

Наиболее частой причиной возникновения расходов является выбытие активов. К активам в данном случае относятся материалы, основные средства, деньги или другое имущество. Следует отметить, что факт траты денег или передачи имущества не всегда приводят к уменьшению капитала.

Не все траты признаются расходами, хотя и учитываются. Например, стоимость приобретения основных средств расходом не является, но после ввода объекта в эксплуатацию списывают на расходы через амортизационные отчисления. Ниже приведен список трат, не относящихся к расходам:

  • вклад в уставный капитал;
  • покупка акций не с целью перепродажи;
  • авансы и задатки;
  • погашение займов;
  • передача активов, не принадлежащих на праве собственности по посредническим договорам.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий:

  • расход обусловлен договором, законом или деловым оборотом;
  • сумма расхода определяется;
  • уменьшение экономических выгод.
Замечание 1

Расходы отражаются в бухучете в момент возникновения. Малые предприятия, согласно закону, имеют право признавать расходы по мере поступления оплаты от покупателей, без перехода права собственности. Исключение составляют малые предприятия, эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги.

Основанием для признания расходов служат первичные документы. Эти документы подтверждают факт хозяйственной операции и содержат обязательные реквизиты, требуемые законом о бухгалтерском учете:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации;
  • содержание факта хозяйственной деятельности;
  • величина и единица измерения;
  • должности ответственных лиц;
  • личные подписи и фамилии с инициалами ответственных лиц.

Все расходы в бухгалтерском учете делятся на два вида:

  • расходы по обычным видам деятельности,
  • прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности обусловлены процессом изготовления или продажи готовой продукции, товаров, оказанием услуг и выполнением работ. Все остальные расходы предприятия относятся к прочим.

Расходы по обычным видам деятельности делятся на два вида:

  • прямые (основные),
  • косвенные (накладные).

Прямые расходы имеют непосредственную связь с производством. Косвенные расходы идут на управление производством и его обслуживание. К прямым расходам, в частности, относят:

  • расходы на сырье и полуфабрикаты собственного производства;
  • заработную плату рабочих, занятых непосредственно в производстве и страховые взносы с нее;
  • стоимость услуг вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств.

К косвенным затратам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. В частности, заработная плата управленческого персонала, стоимость коммунальных услуг, расходы на аренду помещения. Косвенные расходы распределяются по видам продукции.

Расходы по обычным видам деятельности отражают в бухгалтерском учете в несколько этапов. Изначально расходы собирают на счетах учета затрат:

  • счет $20$ «Основное производство»;
  • счет $23$ «Вспомогательные производства»;
  • счет $25$ «Общепроизводственные расходы»;
  • счет $26$ «Общехозяйственные расходы»;
  • счет $28$ «Брак в производстве»;
  • счет $29$ «Обслуживающие производства и хозяйства»;
  • счет $44$ «Расходы на продажу».
  • счет $41$ «Товары»;
  • счет $44$ «Расходы на продажу».

Данные счета учета затрат считаются промежуточными.

В течение отчетного периода расходы, связанные с реализованными товарами, работами или услугами, аккумулируются на счете $90$ субсчете «Себестоимость продаж». Таким образом, определяется себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг.

Расходы по обычным видам деятельности, приходящиеся на незавершенное производство или не проданные товары, в текущем периоде на себестоимость продаж не списываются. Они продолжают учитываться на счетах учета затрат, товаров и готовой продукции до тех пор, пока соответствующие товары не будут проданы, а работы или услуги выполнены.

Управленческие расходы учитываются на счете $26$ «Общехозяйственные расходы». Они связаны с управлением предприятием, организацией хозяйственной деятельности и содержанием административного имущества. Коммерческие расходы учитываются на счете $44$ «Расходы на продажу». Согласно правилам бухгалтерского учета, управленческие расходы и часть коммерческих расходов можно включать в себестоимость продаж двумя способами:

  • в отчетном периоде, когда реализованы товары, работы, услуги, к которым расходы относятся.
  • в отчетном периоде, когда расходы были отражены на счетах учета затрат.

Данные по счету $90$ «Продажи» влияют на финансовый результат и на размер капитала организации. Отражение прибыль по обычным видам деятельности за отчетный период делается проводкой:

  • Дебет $90$ субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
  • Кредит $99$ субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения».

Списание чистой (нераспределенной) прибыли отчетного года отражают проводкой:

  • Дебет $99$ субсчет «Чистая прибыль (убыток)»
  • Кредит $84$ «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

К прочим расходам относятся все расходы, которые нельзя отнести к расходам по обычным видам деятельности:

  • расходы, которые связаны с продажей основных средств;
  • проценты по кредитам и займам;
  • оплата услуг банков;
  • штрафы;
  • безвозмездно переданные суммы.

Прочие расходы в течение отчетного периода аккумулируются на счете $91$ «Прочие доходы и расходы» на субсчете «Прочие расходы». По итогам отчетного периода сальдо данного счета переносят на счет $99$ «Прибыли и убытки». В конце года сальдо счета $99$ переносят на счет $84$ «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Процентные расходы в бухгалтерском учете учитываются в особом порядке, определенном в ПБУ $15/2008$. Проценты по договорам займа включаются в состав прочих расходов равномерно и независимо от условий договора займа. Отражаются в отчетном периоде, к которому относятся.

Замечание 2

Таким образом, проценты по займам начисляют ежемесячно. Малые предприятия могут включать в состав прочих расходов любые проценты по кредитам и займам. Исключение составляют эмитенты публично размещаемых ценных бумаг.