Понятие информации в бухгалтерском учете
Весь процесс бухгалтерского учета представляет собой обработку входящей информации по хозяйственным операциям и построение из нее информационных сведений по каждому объекту учета. Информация в бухгалтерском учете содержится:
- в первичных документах;
- на счетах бухгалтерского учета;
- в бухгалтерских регистрах;
- в бухгалтерской отчетности.
Этапы движения информации в бухгалтерском учете
Движение любой информации в бухгалтерском учете происходит по определенной схеме.
-
Первичные документы.
Каждая хозяйственная операция в деятельности организации должна быть подтверждена документально. Это могут как формы первичных документов: расходные накладные, товарные накладные счета-фактуры, чеки, квитанции и т.д., так и сформированные бухгалтерские справки-расчеты ведомость начисления амортизационных отчислений, справка-расчет курсовых разниц и т.д.
Любой сформированный документ несет в себе входящую информацию, которая далее обрабатывается.
-
Счета бухгалтерского учета
Данные из первичных документов поступают на счета бухгалтерского учета, тем самым группируя информацию по сегментам. Например, данные из приходных накладных формируют информацию по дебету счета 10,41 и отражают запасы материалов, сырья или товаров на складах предприятия. По кредиту счета 60 такая информация отражает состояние задолженности перед поставщиками. Если предприятие является плательщиком НДС, то в данной операции также формируется информация по «входному» НДС.
И, наоборот, при выписке расходной накладной покупателям, информация из данного документа группируется по кредиту счета 41, отражая списание реализованных товаров и дебету счета 62, отражая сумму задолженности покупателя за товары. Также информация поступает в кредит счета 90.1 отражая выручку предприятия и 90.2, отражая себестоимость реализованных товаров.
То есть, документы разделяются на группы по их назначению и учитываются на определенных счетах бухгалтерского учета. Таким образом, в любой момент, можно увидеть общие данные по оборотам на счетах определенных операций:
- дебиторская или кредиторская задолженность;
- остатки денежных средств в кассе или на расчетном счете;
- и т.д.
-
Бухгалтерские регистры
Бухгалтерские регистры представляют собой сводные таблицы по учету хозяйственных операций. То есть все данные, которые были отражены на счетах бухгалтерского учета за определенный отчетный период - группируются в бухгалтерских регистрах. Некоторые регистры группируют в себе абсолютно все операции. Это могут быть: Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость. Другие бухгалтерские регистры группируют лишь часть учетной информации. Например, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журналы-ордера и т.д.
-
Бухгалтерская отчетность
В бухгалтерской отчетности, информация заканчивает этап своего движения в учетном процессе. Разные формы отчетов, содержат разную информацию, которая в сгруппированном виде дает представление об имущественно-финансовом состоянии организации и других показателей.
Баланс организации отражает остатки имущества (активов) предприятия и источники такого имущества (пассивов).
Отчет о финансовых результатах отражает результаты деятельности компании за отчетный период. В данном отчете сгруппирована информация о выручке за реализацию товаров, работ или услуг, их себестоимости и т.д.
Отчет о движении денежных средств содержит в себе сгруппированную информацию о составе платежей и поступлений за отчетный период всех денежных средств предприятия (наличные и безналичные). Причем данная информация предоставляется в разрезе трех видов деятельности организации (текущая, инвестиционная и финансовая).
Отчет об изменениях капитала отражает информацию о движении капитала, если таковые имели место в отчетном периоде.
Остальные формы отчетов также несут в себе определенным образом сгруппированную информацию.
Таким образом, движение информации в бухгалтерском учете происходит в рамках одного отчетного периода и проходит четыре этапа.