Понятие инвентаризации основных средств
Инвентаризация – это процесс сверки фактического наличия товарно-материальных ценностей с учетным количеством на конкретную дату.
Инвентаризацию основных средств можно проводить 1 раз в три года.
Перед началом инвентаризации нужно оформить приказ о ее проведении. Для такого приказа может быть использована произвольная форма, утвержденная в учетной политике организации.
В приказе указывается дата проведения инвентаризация, дата предоставления данных в бухгалтерию после окончания инвентаризации, состав комиссии.
Также в инвентаризации участвует материально-ответственное лицо (как правило это главный инженер организации).
При инвентаризации объектов недвижимости проверяются для начала все правоустанавливающие документы на данные объекты.
Если объект недвижимости был принят к учету раньше, чем получен документ о собственности с государственной регистрацией, нужно проверить запись в инвентарных карточках данные о документе собственности.
Результаты инвентаризации основных средств оформляются по унифицированной форме N ИНВ-1, или по форме, утвержденной в учетной политике организации.
В опись записываются наименования основных средств, инвентарные номера и технические характеристики. Также указывается количество по регламентному учету, стоимость и фактическое количество на момент проведения инвентаризации.
Форма N ИНВ-1 может заполняться в бухгалтерской программе.
Перед началом инвентаризации заполненная опись выдается комиссии для использования данных об учетном количестве основных средств.
Фактическое наличие объектов отражается в соответствующей графе описи лицом, проводящим инвентаризацию.
Если при проведении инвентаризации выяснилось, что существуют не учтенные объекты, комиссия обязана включить данные объекты в инвентаризационную опись с указанием количества и технических характеристик.
Найденные неучтенные объекты основных средств должны быть приняты к учету по рыночной стоимости , соответствующей фактическому износу объекта.
Объекты, непригодные для работы
При проведении инвентаризации могут быть найдены объекты, непригодные для работы. Основные средства, не пригодные к работе, отражаются в отдельной инвентаризационной ведомости, с указанием причины неиспользования объекта.
Непригодные объекты основных средств должны быть списаны в бухгалтерском учете.
Стоимость основных средств при инвентаризации объектов, стоящих на учете, записывается в графу описи на основании инвентарной карточки учета объекта основных средств.
Инвентаризационная ведомость составляется в двух экземплярах: для работников бухгалтерии и материально ответственному лицу.
Каждый экземпляр подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.
Если выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей оформляется сличительная ведомость.
При этом может использоваться форма N ИНВ-18, или документ для инвентаризации основных средств, утвержденный в учетной политике организации.
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяют основные средства на ответственном хранении и арендованные (они числятся на забалансовых счетах 002 и 001 соответственно).
Основные средства, стоимость которых списана при вводе в эксплуатацию, также надо инвентаризировать. Количественный учет также ведется в бухгалтерском учете. Это касается малоценных основных средств стоимостью до 4000 рублей.
При инвентаризации транспортных средств проводится его осмотр и сверка технических данных, особенно номер на двигателе и WIN.