Каждая сфера экономической деятельности обладает определенным набором своих характерных особенностей аудита.
Несмотря на то, что отличительные особенности аудита находятся в прямой зависимости от видов деятельности проверяемых организаций (хозяйственных единиц), при составлении аудиторского заключения обязательно следует руководствоваться принципами существенности, достоверности и независимости информации.
Аудит малых предприятий
Аудит малых предприятий существенно отличается от аудиторской проверки крупных компаний. В основном деятельность малых организаций имеет узкую специализацию. Целями аудиторской проверки в таком случае являются получение достоверных данных по определенному виду деятельности предприятия, в то время как для крупных организаций характерна более сложная процедура проверки и проведение анализа состояния всей финансово-хозяйственной деятельности.
Аудит малого предприятия, кроме выявления текущих нарушений, может ограничится изучением методов, указанных в учетной политике предприятия, подтверждением налоговых и прочих льгот по отчислению средств в бюджет и иные фонды. В ходе проверки необходимо также подтвердить критерии, присваивающие предприятию статус малого.
Аудит предприятий торговли
При проведении аудита предприятий торговой сферы необходимо подтверждение соблюдения следующих условий:
- поступление и отгрузка товара в полном объеме в соответствии с имеющимися у поставщиков и покупателей документами;
- наличие кроме накладных на товар всех сертификатов качества продукции и других документов;
- порядок применения наличных расчетов с населением и иными организациями, а также степень полноты и правильности ведения кассовых операций на предприятии;
- правильность формирования и применения розничных цен;
- соблюдение допустимых сроков реализации товаров.
Особенности проведения аудита в государственном секторе
Задание аудитора на проведение аудита организаций государственного сектора обычно шире, чем при проведении аудита иных организаций. Особенностью данного сектора являются дополнительные обязанности руководства, такие как обязанность совершения сделок и ведение дел в соответствии с регламентом, законом или другим источником права.
Международные стандарты проведения аудита применимы также при проведении аудиторской проверки в организации государственного сектора. Однако важно заметить, что на обязанности аудитора в государственном секторе могут воздействовать поручение на проведение определенного типа аудита или обязанности учреждений государственного сектора, обусловленные нормативными актами, законами или другими источниками права (распоряжения министерств, требования правительства, резолюции законотворческого органа), которые охватывают более широкую сферу применения, чем предусмотрено аудитом в соответствии с Международными стандартами (нормами) аудита.
Международные стандарты аудиторских проверок не учитывают данные дополнительные обязанности. Они могут быть рассмотрены в документах Международной организации высших аудиторских органов или в устанавливающих стандарты на национальном уровне организаций, либо в рекомендациях, которые разрабатывают правительственные аудиторские органы.
Особенности аудита строительных предприятий
Аудит в сфере строительства представляет собой независимую оценку, финансовых и технических показателей, анализ строительного инвестиционного проекта. Данная аудиторская процедура включает проверку качества строительно-монтажных работ, определение реальных объемов строительства и фактической стоимости объекта.
Основные цели проведения аудита строительных организаций:
- проверка составления сметной документации;
- защита инвестора;
- технический надзор за строительством;
- проверка сумм, выданных на строительство по факту со сметной документацией;
- оценка уровня страховых рисков на различных стадиях (проектирования, строительства, сдачи в эксплуатацию).
Строительный аудит исследует общие затраты и контроль ценообразования, осуществляемый на всех этапах строительного объекта. Этот процесс позволяет:
- определить реальный объем выполняемых строительных работ;
- стоимость готовой продукции (объектов строительства);
- выявить проектные отклонения на строительном объекте;
- определить качество работ на всех этапах строительства.
Конечным результатом проведения аудита в строительстве являются определение сильных и слабых сторон строительства, а так же разработка рекомендаций, связанных с ценовой стратегией.