Понятие аудита торговой точки
Аудит торговой точки – это проверка составляющих работы отдельной торговой точки торгового предприятия.
Торговые организации, как правило, реализуют товары через сеть магазинов, супермаркетов и т.д. Каждая отдельная торговая единица представляется собой обособленный объект деятельности. Управлению предприятием не всегда доступен контроль деятельности магазинов ввиду географической удаленности и других причин.
В данном случае, аудит торговой точки выполняет функцию контроля соблюдения всех учетных работ и сохранности товаров.
Аудит торговой точки является одним из специфических видов аудита, потому как объединяет в себе проверку нескольких объектов.
Особенности аудита торговой точки
Аудит торговой точки, как правило, включает в себя следующие действия:
- Проверка сохранности и движения товаров.
- Проверка правильности и полноты отражения товарных операций в регистрах учета.
- Проверка надлежащего оформления соответствующими документами товарных операций.
- Проверка операций с наличными денежными средствами и оформление их получения и выдачи.
- Проверка учета расчетов с покупателями и поставщиками.
То есть, аудит торговой точки включает в себя аудит нескольких объектов, а именно:
- товаров
- денежных средств
- расчетов с поставщиками и покупателями.
Этапы проведения аудита торговой точки
Не зависимо от видов объектов аудита, аудит торговой точки включает в себя последовательные этапы проведения.
Изначально, аудитор знакомится с порядком учета торговых операций на аудируемой торговой точке.
В данном случае, он изучает:
- Порядок учета и документального оформление поступления товаров на торговую точку.
- Порядок учета и документального оформление товаров списания товаров при реализации.
- Порядок учета расчетов с покупателями.
- Порядок учета расчетов различными поставщиками (в случае, если торговая точка обособленно заказывает товар и прочие материалы для торговой деятельности.).
- Порядок приема наличных денежных средств, их документальное оформление.
- Порядок документооборота.
- Виды учетных регистров по движению товаров.
Изучив особенности деятельности торговой точки, аудитор составляет план аудита, где отражены аудиторские процедуры и отведено время на их исполнение. Также аудитор определяет метод аудиторской выборки и аудиторские риски.
На следующем этапе, аудитор начинает проверку всех элементов аудита.
Прежде всего, аудитор оценивает систему контроля учета объектов в торговой точке, а именно:
- Проверяет фактический учет товаров в торговой точке. Отражение в учете поступления товаров, списания товаров. При списании товаров, аудитор обращает внимание на соответствие учетных данных по списанным товарам с данными, указанными в товарном отчете.
- Проверяет порядок оформления кассовых операций, записи в кассовой книге, и сверяет полученные данные с данными в учетных регистрах.
- Если торговая точка напрямую заказывает товар у поставщиков, аудитор проверяет состояние расчетов с поставщиками и наличие всех документов, которые должны сопровождать товар (товарная накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная и т.д.). Также, аудитор проверяет договора с поставщиками.
- Если у торговой точки есть покупатели юридические лица, то аудитор проверяет состояние взаиморасчетов с ними.
- В целом по торговой точке, аудитор сверяет учетные данные, которые ведет торговая точка с учетными данными, которые такая торговая точка направляет в главный офис.
На заключительном этапе, аудитор формирует аудиторское заключение, где отражает свое мнение о состоянии учета в торговой точке.