Кредиторская задолженность - это наиболее весомая часть обязательств предприятия, в состав которых включаются текущие и долгосрочные обязательства.
Задачи аудита
Во время проведения аудита кредиторской задолженности должны решаться следующие задачи:
- проверка реальности сумм кредиторской задолженности - как текущей, так и долгосрочной;
- выявление сроков и основных причин образования задолженности;
- тщательная проверка наличия у предприятия просроченной кредиторской задолженности;
- анализ кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
- проверка правильности осуществления списания задолженности с истекшим сроком давности, проверка своевременности и достоверности отражения в учетных регистрах сумм кредиторской задолженности;
- контроль обоснованности и правильности списания, и отражения в учете и оформления задолженности по полученным авансам.
Источники информации
При проведении аудита кредиторской задолженности пользуются следующими источниками информации:
- договоры поставки,
- акты сверки расчетов с поставщиками,
- протоколы взаимозачетов,
- акты по проведению инвентаризации расчетов,
- копии платежных документов,
- векселя,
- книга продаж,
- книга покупок,
- учетные регистры предприятия,
- Главная книга,
- первичные документы, отчетность, учетные регистры бухгалтерского учета расчетов с поставщиками, кредиторами, расчеты по возмещению материального ущерба и по претензиям.
Процедура проведения аудита
Аудит следует начинать с того, что аудитор должен получить начальное представление о состоянии системы расчетов на контролируемом предприятии. Это нужно чтобы наметить основные направления контроля, определить области углубленного изучения. Аудитор должен установить перечень применяемых на предприятии первичных документов, проверить порядок их заполнения, проконтролировать состояние аналитического учета расчетов и применяемые технологии обработки учетных документов.
При проведении проверки кредиторской задолженности используются приемы документального и фактического контроля, различные аналитические процедуры, устные опросы, логический анализ.
Аудиторская проверка данной категории предусматривает собой изучение заключенных на предприятии договоров поставки и договоров на выполненные работы и оказанные услуги. Кроме проверки соблюдения формы договора проводится проверка полноты и своевременности исполнения договорных обязательств сторонами. Аудитор должен определить: фактическое наличие договоров поставки по осуществленным сделкам, правильность их документального оформления, причину и дату образования просроченной задолженности.
Аудитору рекомендуется выборочно проверить расчетные операции с поставщиками. Для этого используют информацию расчетно-платежных документов и данные счета 60. В состав выборки следует включать тех поставщиков, с которыми систематически осуществляются расчетные операции, а также тех, с которыми происходили существенные суммы расчетов. В ходе проверки нужно выяснить дату проведения операций, их характер, законность применения цен, тарифов и наценок, полнота оприходования.
В процессе аудита нужно проверить правильность составления корреспонденции счетов по кредиторской задолженности. Данные синтетического учета должны подтверждаться данными аналитического учета. Итоги по оборотам счета 60 и его остаток нужно сверять с балансом и данными Главной книги предприятия.
Обоснованность расчетов по выполняемым работам должна быть подтверждена следующими документами:
- договоры,
- проектно-сметная документация,
- акты сдачи-приемки выполненных работ,
- счета-фактуры.
Типичные ошибки учета
Наиболее часто при аудите кредиторской задолженности выявляются следующие ошибки:
- отсутствие договоров поставки либо их неполное или неправильное оформление;
- отражение на бухгалтерских счетах нереальной кредиторской задолженности;
- необеспечение сохранности подлинных документов;
- расхождение данных учета предприятия и счетов поставщиков;
- неправильная корреспонденция синтетических счетов;
- некорректное отражение сумм НДС.