Значение аудита амортизации основных средств
Основные средства представляют собой предметы труда, прямо участвующие в хозяйственной деятельности предприятия. При поступлении основных средств, исходя из учетной политики предприятия – для них определяется метод амортизации. Амортизация начисляется ежемесячно равными суммами, исходя из ожидаемого полезного срока использования основного средства и относится на расходы того участка, на котором такое средство используется. Например: на производство, на вспомогательное производство, на расходы на продажу и т.д.
Таким образом, сумма амортизации представляет собой статью расходов предприятия, которая влияет на показатель чистой прибыли, а потому аудит амортизации основных средств важная составляющая для контроля правильности ее начисления и, соответственно формирования финансовых результатов организации.
Этапы аудита амортизации основных средств
-
На первом этапе, аудитор знакомится с учетной политикой предприятия, а именно с разделом, где отражены методы начисления амортизации для каждой группы основных средств. Также аудитор изучает состав комиссии, которая подписывает акты приема-передачи, списания и другие документы по операциям с основными средствами. Далее аудитор собирает источники информации для проведения проверки.
Такими источниками информации в организации могут быть:
-
На втором этапе, аудитор непосредственно начинает проверку начислений амортизации.
Прежде всего, аудитор изучает, какие основные средства числятся на балансе предприятия, и проверяет их фактическое наличие. Кроме того, аудитор проверяет - нет ли основных средств в организации, которые сданы в аренду.
Если таковые есть, то аудитор проверяет, как по ним начисляется амортизация. Амортизационных отчисления на сданные в аренду основные средства учитываются в составе внереализационных расходов. В то время, как получение арендной платы за пользование основными средствами учитывается в составе внереализационных доходов.
Аудитор проверяет документальное оформление операций с основными средствами:
- ввода в эксплуатацию основных средств;
- списания;
- и т.д.
Данные документы аудитор проверяет на заполнение обязательных реквизитов, на наличие подписей должностных лиц.
Следующим шагом, является проверка данных из документов по учету основных средств с данными на счетах бухгалтерского учета. Аудитор проверяет своевременность отражения данных на счетах. Проводит выборочным или сплошным способом арифметические подсчеты начисленной амортизации и правильность ее отнесения на те, или иные статьи расходов.
Отдельное внимание аудитор уделяет тем основным средствам, которые в процессе эксплуатации подвергались переоценке или модернизации. По таким основным средствам, аудитор проверяет документальное оформление факта переоценки основных средств и корректировки суммы амортизационных отчислений.
Также аудитор проверяет правильность списания основных средств: наличие правильно оформленного акта списания и отражение таких данных в бухгалтерском учете.
Далее аудитор проверяет, как отражена информация об амортизации основных средств в Главной книге предприятия и в финансовой отчетности.
-
На последнем этапе, аудитор формирует аудиторское заключение по результатам проведенной проверки начислений амортизации.