Актуальность бизнес-планирования
Несмотря на многие трудности, в сфере предпринимательства во всё мире заняты миллионы людей. Бизнес – это совершенно особая манера существования. Она предполагает принятие решений и риск. Предприниматель решающий заняться бизнесом, должен чётко спланировать его организацию. Любое коммерческое предприятие принято начинать с составления бизнес-плана. В условиях рынка, такие планы необходимы абсолютно всем. Предпринимателям крайне важно оценить перспективы бизнеса до вложения средств. Откровенно говоря, коммерческую деятельность без наличия бизнес-плана лучше вообще не начинать, так как слишком высока вероятность неудачи.
Каждая организация, начиная коммерческую деятельность, должна представить потребность в финансовых, материальных и трудовых вложениях, а также источники их получения. Необходимо рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы. Добиться успехов деятельности без чёткого планирования сопутствующих доходов и расходов невозможно. При всём великом множестве форм коммерческой деятельности, существуют ключевые положения, необходимые для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и опасностям, тем самым уменьшая риски в достижении поставленных целей. Разработка тактики и стратегии деятельности предприятия является важнейшей задачей любого бизнес-плана.
Методика составления бизнес-плана
В зависимости от масштабов задуманного проекта может меняться и объём работ по составлению бизнес-плана. Это обозначает различную степень его детализации. В каких-то случаях часть разделов может даже отсутствовать, в иных, бизнес-план требует тщательнейшей проработки всех аспектов. Важную роль в составлении бизнес-плана несёт сам руководитель. Однако привлечение экспертов также приветствуется, при условии должного участия руководителя предприятия.
Бизнес-план должен включать в себя анализ рынков сбыта, на которых фирма планирует свою деятельность, основные сегменты рынков по каждому виду товаров, факторов влияющих на спрос в данном сегменте, перспективы изменения потребностей покупателей и возможных реакций, состояние и прогноз развития используемых сегментов в перспективе, реакцию рынка на новые товары.
Также необходимо изучить возможность изменений в деятельности организации, количество потенциальных конкурентов предлагающих схожие товары, значимость конкурентов на исследуемых рынках, а также предмет наиболее жёсткой конкурентной борьбы.
Бизнес-план должен включать в себя:
- характеристику производственного цикла,
- анализ месторасположения предприятия с точки зрения близости к рынкам сбыта, трудовым ресурсам, поставщикам,
- оценку возможных транспортных расходов,
- оценку необходимых факторов производства и их удалённость,
- оценку возможных поставщиков необходимого для производства сырья и оборудования,
- издержки производства и динамику их изменения.
Также необходимыми составными частями являются анализ возможных рисков, вероятности их возникновения и потенциального ущерба, меры по профилактике и нейтрализации рисков, программу страхования от рисков. Неотъемлемой частью является план доходов и расходов, а также движения денежных средств.
Структура бизнес-плана
Содержание бизнес-плана зависит от специфики предполагаемого проекта и определяется направленностью проект, размером предприятия, характером проекта и условиями финансирования.
Существуют различия между планами создаваемого и действующего предприятия. В первом случае упор делается на прогнозируемые и оценочные данные, а во втором на характеристику функционирования предприятия, результаты и опыт его работы.