Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бизнес-план предприятия, методика его разработки

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Бизнес-план предприятия, методика его разработки
Содержание статьи

Понятие бизнес-плана

Определение 1

Бизнес-план – это формализованная последовательность операций, шагов, действий, проект поэтапного достижения определенной коммерческой цели.

Планирование лежит в основе любой экономической деятельности. Сегодня практически любой рынок является конкурентным. Даже крупным компаниям приходится соперничать с новичками на рынке, либо с иностранными предприятиями. Поэтому постоянный мониторинг изменений рынка, а так же анализ и корректировка действующего плана являются основой стабильной работы компании в долгосрочной перспективе. Бизнес-план обычно составляется для создания нового дела, либо для модернизации уже имеющихся объектов.

Бизнес-планирование позволяет:

  1. Определить стратегические цели.
  2. Выработать тактику.
  3. Определить альтернативные пути достижения результата.
  4. Сформировать оптимальную программу действий с учетом всех предстоящих расходов.
  5. Внести корректировки и доработки.

Бизнес-план, по сути, это экономическое обоснование определенных действий, направленных на достижение заранее обозначенного результата. Качество разработки бизнес-плана, его приближенность к реалиям текущей ситуации в стране, экономике, мире, позволяет привлечь большее число заинтересованных инвесторов. План может применяться и для получения займа в финансовых организациях.

Отличительными особенностями бизнес-планирования являются сосредоточенность на одной задаче. Они создаются высшим руководящим звеном, и обычно описывают принципиально новое направление в деятельности компании либо модернизируют какую-то часть действующего производства. Чтобы бизнес-планирование было эффективным важно учитывать и внешнюю информацию, к которой относят потенциал отраслевых рынков, политическую и экономическую обстановку в стране, возможные форс-мажоры и риски.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы разработки бизнес-плана

Составлением бизнес-плана занимаются предприниматели, эксперты и консультанты, специально обученные менеджеры, аналитики. То есть бизнес-план может создаваться собственными силами, либо приглашенными экспертами. Среди принципов его разработки выделяют:

  1. Творческий подход.
  2. Применение программных средств.
  3. Построение альтернативных вариантов.
  4. Интерактивность.
  5. Наличие множества повторяющихся действий.
  6. Методологическая точность.
  7. Правильность и соответствие действительности.
  8. Идея первична.
  9. Комплексность.

Бизнес-план разрабатывается под определенную задачу. Если он необходим для привлечения инвесторов, то делается упор на одни элементы, а если нужен для оформления займа – на другие. Состав бизнес-плана должен быть логично изложен, быть доступным для восприятия, оставаться лаконичным, наглядным, привлекательным с рекламной точки зрения.

Структура бизнес-плана отталкивается от текущей маркетинговой информации. Он включает в себя описание продукта, анализ рынка, план сбыта и рекламы. Далее идет производственный план со всеми доходами и расходами, план организации внутренних процессов. Не менее важным считается правовое обоснование, а так же учет всех рисков и планирование страхования. Финансовое обоснование необходимо для демонстрации возможности достижения желаемого результата.

Методика разработки бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой дорожную карту, которая показывает в каком направлении двигаться для достижения желаемого итога. Существует множество методик его разработки, так как специфика компании определяет особенности подхода к планированию. Но все их объединяют в две группы. Одна группа бизнес-планов разрабатывается для того, чтобы привлечь инвесторов, а другая – для собственного пользования.

В случае форс-мажорных обстоятельств методика может сводиться к определению проблем и факторов риска, которые повлияли на формирование такой ситуации. Следующим шагом станет исследование собственного неуспеха или успеха. Далее на основе полученной информации разрабатывается план выхода из кризиса, проводится оформление последовательности шагов в документальной форме.

Бизнес-план состоит из определенных разделов:

  1. Краткое описание всего плана или резюме.
  2. Полное описание предлагаемого продукта.
  3. Исследование и анализ рынка, текущее положение компании на нем.
  4. Принципы управления кадрами в период изменений.
  5. Описание финансовых потоков.

Для удобства можно пользоваться типовой методикой. Она базируется на схемах и таблицах, позволяющих сфокусировать внимание на важных данных. Типовой бизнес-план включает в себя информацию, которая позволит понять специфику текущей ситуации предприятия и рынка, на котором оно работает. Он описывает основные организационные моменты, расходы и план планируемой прибыли. Одним из важнейших аспектов является определение точки безубыточности, то есть момента, когда предприятие выйдет в ноль, покрыв все свои расходы, и начнет окупаться. Источниками информации для разработки плана могут стать специализированные издания, новости, открытая информация о конкурентах. Внутри бизнес-плана создаются подпланы, каждый для своего направления.

Маркетинговый план описывает потенциального покупателя, возможность сбыта продукции, ожидаемую выручку, а так же принципы продвижения продукции на рынке. Самым объемным является производственный план, который описывает непосредственный процесс создания блага. Сюда относят техническое, технологическое описание, стандарты, требования и другое. Финансовый план подразумевает раскрытие информации о потребности в инвестициях, описание текущих расходов, планируемых доходов, а так же расчет срока окупаемости, рентабельности по направлениям, потенциальные риски проекта.

Замечание 1

Таким образом, бизнес-план представляет собой большой проект, в котором задействуется информация о всех процессах предприятия. Он создается для получения финансовой поддержки либо для собственных нужд с целью структурирования информации. Разработка бизнес-плана может быть типовой, но обязательно должна учитывать специфику работы предприятия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис