Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интернет-сервисы информационно-аналитической деятельности

Информационно-аналитическая деятельность в библиотеке: сущность и методы

Информационно-аналитическая деятельность является частью процессов, связанных с переработкой информации, полученной из исходных источников, для ее преобразования и получения на этой основе нового знания. Сведения, полученные в ходе информационно-аналитической деятельности, имеют практическое значение для осуществления процессов управления библиотечной работой и ее контроля от этапов ее планирования до оценки результативности.

Определение 1

Информационно-аналитическая деятельность представляет собой процесс научно и методически обоснованных действий, направленных на преобразование исходной информации с целью формирования на ее основе новых данных, имеющих теоретико-практическое значение.

Информационно-аналитическая деятельность в библиотеке осуществляется с использованием специальных методов, к которым относят:

  1. Метод контент-анализа, или метод изучения документов, связанных с деятельностью библиотек. Например, метод контент-анализа позволяет изучать содержательную сторону запросов пользователей, разбивая их на тематические группы и формируя представление о читательских потребностях определенной аудитории.
  2. Квалиметрические методы, основанные на статистическом анализе числовых и текстовых данных работы библиотеки.
  3. Библиометрию, то есть применение математических методов по отношению к изучению печатной продукции.
  4. Вебометрию, направленную на изучение количественных данных, касающихся использования информационных систем в библиотечной практике.
  5. Типологический анализ.
  6. Структурно-семантический метод.

Виды информационно-аналитических продуктов в библиотечной работе

Результатом информационно-аналитической деятельности, осуществляемой с помощью специальных методов оценки информации, являются различные аналитические продукты, имеющие управленческую, прогностическую, информационную ценность. Все информационно-аналитические продукты в библиотеке можно разделить на несколько групп:

«Интернет-сервисы информационно-аналитической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Библиографическая аналитика, которая включает информацию о документах, а также документных потоках и массивах данных.
  2. Фактографическая аналитика, связанная с получением информации, касающейся справочных сведений разного уровня.
  3. Информационно-аналитические продукты, представляющие собой результат переработки и синтеза различной информации для управленческих нужд (аналитические справки, отчеты, доклады, прогнозы развития).

Интернет-сервисы информационно-аналитической деятельности в библиотеке

С развитием процессов компьютеризации деятельности библиотек информационно-аналитическая деятельность в них все больше осуществляется с помощью специальных интернет-сервисов. Рассмотрим некоторые из них.

Возможности интернет-аналитики используются для оценки информационной эффективности сайта библиотеки. Так, сервисы статистики ресурсов по оценки работы сайтов (например, «Google Analytics» или «Яндекс. Метрика») позволяют учитывать следующие количественные параметры:

  1. Количество посещений ресурсы пользователями за определенное время.
  2. Продолжительность пребывания пользователя на сайте.
  3. Число обращений к тем или иным ресурсам.
  4. Количество просмотренных страниц / количество «уходов» со страницы с невостребованным контентом.
  5. Характер используемых устройств (стационарные компьютеры / мобильные устройства).
  6. Количество упоминаний в поисковых запросах, рекомендациях и проч.

Сервисы SEO-аналитики позволяют библиотекарям оценивать содержательное наполнение сайта в аспекте его оптимизации под поисковые возможности браузеров. Это анализ контента с точки зрения ключевых слов, значимых для поиска и упоминания ресурса в виртуальном информационном пространстве. Инструменты SEO-анализа позволяют повысить количество посещений сайта за счет оптимизации его текстовой составляющей под механизмы поисковых запросов пользователей.

Сервисы аналитики социальных сетей позволяют получать значимые для библиотеки данные:

  1. Количество подписчиков (участников) сообщества, их возрастной и социальный состав.
  2. Число посещений страницы библиотеки.
  3. Степень востребованности ресурсов, размещенных на странице.
  4. Число «лайков», «репостов» и иных маркеров социального одобрения ресурсов.
  5. Количество упоминаний в комментариях пользователей.

Использование данных веб-инструментов анализа позволяет библиотекарю получить статистическую информацию, касающуюся работы виртуальных сервисов библиотеки. Оценка и интерпретация этих данных помогает понять, насколько эффективно функционируют ресурсы библиотеки в онлайн-пространстве, а также прогнозировать их работу в будущем, изменяя те или иные параметры или улучшая сервис в целом.

Дата последнего обновления статьи: 03.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot