Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Читатель и библиотекарь как равноправные участники социокультурного процесса библиотечного обслуживания

Читатель и библиотекарь как равноправные участники социокультурного процесса библиотечного обслуживания

Процесс библиотечного обслуживания представляет собой центральное звено библиотечной деятельности и заключается в удовлетворении запросов пользователей, а также их информационно-культурных, досуговых и коммуникативных потребностей.

Специфика процесса библиотечного обслуживания заключается в том, что он носит двусторонний характер, то есть осуществляется посредством двух равноправных субъектов – библиотекаря и пользователя (читателя). Поэтому изучение библиотечного обслуживания невозможно без обращения к исследованию вопросов, связанных с определением в нем места читателя и библиотекаря, а также изучения их потребностей и особенностей их деятельности.

Определение 1

Читатель (пользователь) как субъект библиотечного обслуживания выступает источником информационной потребности, благодаря которой формируется информационный запрос.

Эффективное обслуживание читателя базируется на постоянном изучении его интересов и информационных потребностей. Систематическое изучение читательских потребностей начинается со второй половины XX века. Именно в этот период появляются исследования, характеризующиеся массовым характером и масштабностью, то есть широким охватом разных групп читателей, социальной обусловленностью, целенаправленной поддержкой со стороны государства, а также разнообразием проблематики.

Исследования читателей в нашей стране проводится в следующих направлениях:

  1. Выделение разных читательских групп (по возрастному, социальному критериям).
  2. Изучение характерных предпочтений читателей в области разных литературных жанров.
  3. Выявление региональных читательских особенностей.
  4. Мониторинг состояния востребованности чтения.
  5. Анализ причин, приводящих к снижению спроса на литературу и чтение.

Для решения практических задач, связанных с приобщением к чтению детей и подростков, развитием читательских интересов и культуры пользователей, чтение изучается с помощью социологических и психологических методов. В соответствии с социологическим подходом исследователи выделяют социально-демографические признаки читателей (пол, возраст, общественное положение, профессия, уровень образования), устанавливая зависимость между этими показателями и характеристиками чтения. Наряду с социологическим подходом используется и психологический метод изучения чтения, в основе которого лежат такие аспекты, как определение особенностей восприятия текстов, выявление отношения к книге и чтению, а изучение мотивов чтения, уровня его культуры, читательской направленности личности.

«Читатель и библиотекарь как равноправные участники социокультурного процесса библиотечного обслуживания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На основе изучения чтения выстраиваются различные типологии читателей, которые применяются для прогнозирования развития чтения, а также выбора и апробации инновационных форм продвижения книги и чтения, соответствующих потребностям современного читателя.

Помимо проблемы чтения, изучение читателя связано также с таким направлением деятельности библиотеки, как содействие формирования информационной культуры личности.

Поскольку в современном мире информационные компетенции являются одними из базовых функциональных компетенций личности, библиотеке важно владеть ведениями о сущности информационной культуры личности, факторах, влияющих на ее формирование, а также методах и приемах воздействия на ее составляющие.

Библиотекарь как субъект библиотечной деятельности

Другим участником библиотечного обслуживания является библиотекарь, поэтому вопросам изучения его деятельности, профессиональных и личных качеств также уделяется большое внимание.

В настоящее время центральным понятием для характеристики профессиональной компетенции библиотекаря выступает профессиограмма.

Определение 2

Профессиограмма - это набор психофизиологических, интеллектуальных, морально-этических и профессиональных качеств, которыми должен обладать библиотечный работник.

С изучением профессиограммы библиотекаря связано улучшение подготовки специалистов библиотечной сферы в период их обучения, а также создание эффективной системы повышения квалификации библиотечных кадров. Частными вопросами здесь выступают проблемы изучения и развития коммуникативных, речевых, читательских, информационных, компьютерных компетенций библиотекаря.

Развитию профессионального самосознания и росту престижа профессии библиотекаря способствует выработка и принятия «Кодекса этики российского библиотекаря», определяющего основные морально-нравственные аспекты его профессиональной деятельности.

Библиотекарь осуществляет свою профессиональную деятельность не в одиночку, а в составе коллектива, поэтому особое значение приобретают вопросы, связанные с развитием библиотечного коллектива, формированием его самосознания, выработкой общего представления о миссии и целях деятельности библиотеки. Специалисты, изучающие вопросы развития коллектива и взаимодействия его членов, говорят о необходимости создания психологической службы в библиотеке, которая способствует адаптации сотрудников, решению проблем профессионального выгорания, формирования благоприятного психологического климата в коллективе, развитию корпоративных ценностей и традиций, способствующих сплочению коллектива.

Таким образом, читатель и библиотекарь, выступая полноправными участниками библиотечного обслуживания, являются полноценными субъектами информационной деятельности, изучение которых способствует повышению качества оказываемых библиотекой услуг.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot