Становление библиотечной профессии
Под профессией следует понимать род деятельности в какой-либо сфере общественного труда, осуществление которой требует теоретической и практической подготовки в ходе специального обучения.
Профессия библиотекаря начала складываться еще в древности, когда в обществе выделился класс образованных людей, занимавшихся переписыванием книг, их хранением и реставрацией. В Средние века скриптории - мастерские, в которых специально обученные монахи осуществляли работу по созданию новых книг и восстановлению старых, существовали почти при каждом крупном монастыре.
Представление о светской составляющей профессии библиотекаря начинается формироваться в Новое время. Однако оформление библиотечной деятельности в самостоятельную профессиональную отрасль относится ко второй половине XIX века. В 1887 году в Германии начинается обучение будущих библиотекарей на университетской кафедре. В России с 1913 года при университете Шанявского действует кафедра, готовившая специалистов в области библиотечной работы.
В годы становления советской власти особую значимость приобрела проблема ликвидации безграмотности населения и распространения книжной культуры. С этой целью повсеместно открывались библиотеки и избы-читальни. Это обусловило необходимость обучения специалистов, которые бы осуществляли библиотечное обслуживание населения.
К 1960-м годам формируется система библиотечного образования, определяются его цели, задачи, специфические методы, теоретическое и прикладное содержание библиографических дисциплин.
Библиотечная профессия, ее содержание и особенности
Специфика библиотечной профессии определяется содержанием деятельности библиотеки в современном обществе. В условиях формирования нового типа общества - постиндустриального, где информационные ресурсы становятся главной ценностью, миссия библиотеки заключается в формировании у читателей информационной культуры, позволяющей ориентироваться в мире. Следовательно, библиотечное дело перестает быть узкоспециальной областью, связанной с обработкой и систематизацией сведений о книжной продукции, оно превращается в полидисциплинарную науку, требующую серьезной подготовки.
В содержании библиотечного образования выделяют четыре аспекта подготовки:
- Общенаучную, основанную на знании философии, естествознания, экономики, политологии.
- Гуманитарную, включающую знания в области социальной психологии и педагогики, культурологии, литературоведения и языкознания.
- Общебиблиотечную, связанную с изучением книговедческих дисциплин.
- Специальную, вооружающую будущего библиотекаря теми практическими знаниями, которые необходимы ему для осуществления профессиональной деятельности в области библиографического и информационного обслуживания.
Современный библиотекарь выступает в роли медиатора между документом как источником информации и пользователем. Профессиональная задача специалиста заключается в том, чтобы понять информационный запрос пользователя и удовлетворить его наиболее полным и оптимальным образом.
Реализация этой задачи составляет ядро библиотечно-библиографического обслуживания, которое предполагает наличие у специалистов широкой специальной подготовки. Библиотекарю необходимо знать основы книговедения, принципы работы с информацией и источниками, закономерности и методы библиографической обработки документов, особенности комплектования фондов, основы информационного поиска и приемы работы с каталогами и указателями, а также историю мировой литературы.
Помимо профессиональных знаний и навыков, которые получает специалист по библиотечной работе, необходимыми составляющей профессии библиотекаря является коммуникативная компетенция. Будущий специалист должен обладать развитой коммуникативной потребностью и способностью к общению, владеть языком профессионального сообщества для эффективного взаимодействия с коллегами, уметь доступно и лаконично общаться с пользователем, осуществляя информационную или культурно-воспитательную деятельность.
В связи с тем, что современное библиотечное дело является широкой сферой деятельности, происходит дифференциация трудовых функций библиотечных специалистов. Так, часть кадров ориентирована на обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале. Анализом и обработкой документов занимаются библиографы, а пополнением фондов - специалисты отдела комплектования. В крупных библиотеках работают специалисты, занятые в организации культурной массовой работы, а также сотрудники секторов автоматизации библиотечных процессов. Анализ деятельности библиотеки и разработка общеметодических аспектов библиотечной деятельности находится в ведении специалистов методических отделов. Руководитель и начальники подразделений осуществляют координацию деятельности сотрудников и организуют управление библиотечной средой.
Важной составляющей профессии библиотекаря является профессиональная этика - совокупность морально-нравственных требований, ценностных ориентиров, которыми руководствуется специалист в своей деятельности. Этические требования касаются личных и профессиональных качеств специалистов. К ним можно отнести компетентность, честность, дисциплинированность, аккуратность, неконфликтность, коммуникабельность, открытость, вежливость, тактичность.
Указанные особенности составляют отличительные черты профессии библиотекаря, делая ее социально значимой и востребованной.