Воркшопы и мастер-классы в библиотеке: понятие и основные различия
В библиотечной работе важен не только информационный компонент, но и деятельностный, который связан с развитием определенных способов практического действия, социального поведения и опыта взаимодействия с людьми. Поэтому современные библиотекари внедряют интерактивные форматы мероприятий, в частности, воркшопы и мастер-классы.
Несмотря на некоторое сходство этих мероприятий, они имеют ряд отличий, которые связаны с их содержанием и направленностью.
Воркшопы представляют собой обучающие мастерские, формат мероприятия, который позволяет совместить теорию и практику и получить необходимые навыки и освоить разные способы действия.
Воркшопы применяются чаще как форма организации учебных мероприятий, поэтому в практике библиотечно-информационной деятельности они используются для развития информационной культуры, навыков работы с источниками, составления библиографических списков и проч. В отличие от воркшопов мастер-класс необязательно несет образовательную направленность.
Мастер-класс – творческий формат организации мероприятий, посвященных созданию различных творческих продуктов: рисунков, поделок, аппликаций, открыток и проч. Мастер-класс организуются в библиотеке чаще, чем воркшопы, поскольку имеют более широкую направленность и сочетают познавательный и развлекательный компоненты в содержании.
Мастер-классы проводятся в процессе реализации различных направлений библиотечно-информационной деятельности, но особенно эффективны они в том случае, когда мероприятия связаны с творчеством, культурой, искусством. Например, в преддверии празднования Нового года или Рождества для читателей организуются мастер-классы, которые посвящены изготовлению украшений, елочных игрушек, новогодних интерьерных свечей, открыток и других поделок. Мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, могут сопровождаться мастер-классами по письму тушью и пером, изображению букв славянской азбуки, каллиграфии и леттеринга.
В целом в библиотеке используются следующие виды мастер-классов:
- Изготовление и украшение открыток в разных стилях.
- Создание закладок для книг из различных материалов.
- Создание игрушек (нитяных и тряпичных кукол, фигурок из соленого теста и пластика, фетровых игрушек и проч.).
- Освоение разных техник изготовления проделок, например, квиллинга, валяния, лепки и проч.
- Изготовление сувениров для родных и близких, например, украшений, талисманов, блокнотов, обложек для книг и проч.
- Создание картин различными способами, например, из природных материалов, с помощью рисования кофе, аппликаций из круп и проч.
- Литературные мастер-классы с участием журналистов, писателей.
- Мастер-классы по разным техникам рисования, например, по скетчингу.
- Кулинарные мастер-классы, например, по украшению пряников или росписи пасхальных яиц.
Организация и проведение мастер-класса в библиотеке
Организация мастер-класса базируется на следующих принципах:
- Учет возрастных особенностей читателей и возможностей осуществления различных видов практической деятельности, использования инструментов и проч.
- Соответствие содержания мастер-классов основным направлениям библиотечно-информационной деятельности.
- Эстетическая и творческая направленность мастер-класса.
При организации мастер-класса в библиотеке следует придерживать следующего плана:
- Изучить творческие направления, которые могут заинтересовать подростков.
- Подбирать тему, основываясь на интересах и потребностях целевой аудитории.
- Составить план мастер-класса, который будет рассчитан на два-три часа работы.
- Подготовить необходимый инструментарий (бумагу, краски, карандаши и т. д.).
- Познакомить участников с материалами, дать им описание техники, которую они будут изучать.
- Рассказать о том, как правильно работать с материалами и инструментами.
- Показать несколько работ в качестве образца.
- Предложим участникам создать свой собственный образец.
- Организовать анализ и обсуждение совместной работы.
- Получить от участников обратную связь по организации и проведению мероприятия.
При проведении мастер-классов большое значение имеет освещение этих мероприятий в СМИ или на сайте библиотеки. Для этого библиотекари делают фотографии или видеозаписи проведения мастер-классов, размещают презентационные материалы на сайте библиотеки или на странице в социальной сети, составляют привлекательные пресс-релизы и пост-релизы для привлечения к мастер-классам целевой аудитории.
При проведении мастер-классов, особенно тематических, целесообразно привлекать к участию в них специалистов, людей творческих профессий, волонтеров, народных мастеров, а также самих читателей, занимающихся каким-либо видом творчества, рукоделием.