Коммерческие банки являются посредником в осуществлении денежно-кредитных отношений. Они призваны осуществлять операции, поддерживающие денежно-кредитную систему страны.
Коммерческие банки находятся на втором уровне банковской системы и подчиняются ЦБ. Как и любые юридические лица, осуществляя свою деятельность коммерческие банки так же должны выполнять поставленные перед ними цели и задачи.
Цель коммерческого банка
Цель коммерческого банка направлена на такие составляющие банковской деятельности, как доходность, рентабельность, структура банковского баланса, направление его деятельности (направлениями могут быть виды политик: депозитная, на финансовом рынке, в области кредитования и др.). Из этого следует, что основной целью коммерческих банков является извлечение прибыли от осуществления своей деятельности.
Можно выделить общие цели коммерческого банка (нацеленные на перспективное развитие, по банку в целом), а также частные цели, которые формируются как текущие задачи банка.
Совокупность стратегических целей и задач банка, а также совокупность стратегического и текущего планирования дают коммерческому банку возможность избежать провалов в процессе осуществления своей деятельности, обширнее представить свой интерес на рынке банковских услуг и т.д.
Задачи коммерческого банка
Коммерческие банки, в процессе осуществления своей деятельности, для достижения положительного эффекта от деятельности, должны ставить перед собой следующие задачи:
- Осуществление операций по привлечению денежных средств клиентов и других банков. Осуществление данных операций (депозитные операции) необходимо коммерческим банкам для пополнения собственных ресурсов, с целью дальнейшего осуществления операций для других клиентов и получения прибыли (кредитные операции).
- Осуществление размещения временно свободных денежных ресурсов на своем счете от своего имени, при условии кредитных отношений.
- Осуществление кассового обслуживания клиентов. К кассовому обслуживанию относят: внесение денежных средств в кассу (пополнение счетов, осуществление расчетных и платежных операций, покупка-продажа валюты, обменные сделки и т.д.), выдача денежных средств из кассы банка (операции, обратные внесению наличности в кассу).
- Безналичные расчеты. Наиболее удобный и наиболее востребованный способ осуществления сотрудничества банка с клиентом. Клиент может осуществлять платежи за услуги, по кредитам и т.д. безналичным способом, переводить деньги на другие счета (свои или третьих лиц), покупать или продавать иностранную валюту, даже открывать вклад или получать кредит.
- Активное участие во внедрении новейших технологий. Внедрение новых технологий играет большую роль в развитии банковской системы.
- Выполнение лизинговых и факторинговых операций. Лизинг подразумевает собой такой вид услуг, при котором осуществляется так называемое кредитование приобретения основных фондов юридическими лицами, либо приобретения дорогих товаров физическими лицами. Так же, понятие лизинг сравнивают с арендой. Предмет лизинга будет принадлежать основному владельцу до тех пор, пора покупатель полностью не выкупит его. Факторинг - это такой комплекс услуг, который оказывает банк клиентам (в отношении торговой деятельности, при условии отсрочки платежей).
- Обращение ценных бумаг. Коммерческие банки могут самостоятельно выпускать собственные ценные бумаги. В дальнейшем они размещают их на финансовом рынке ценных бумаг.