Банковская деятельность подвержена различным рискам, так, банковское дистанционное обслуживание не является исключением. Данный вид осуществления банковской деятельности содержит в себе не все возможные риски, а только их часть.
Рассмотрим основные риски, которым может быть подвержено дистанционное обслуживание банком своих клиентов:
-
Кредитный риск. Данный вид риска представляет собой риск прибыли, который появляется по причине того, что клиент не в силах выполнить все свои (либо часть) обязательства перед коммерческим банком.
При дистанционном варианте исполнения такой операции так же возможен кредитный риск.
Поскольку клиент и банковский служащий осуществляют данную операцию дистанционно, появляется проблема в оценке «качества» клиента, т.к. нет визуального контакта между сторонами.
Если клиент находится слишком удаленно от банка, то так же возникает проблема в проверке дополнительного обеспечения по кредиту, создание кредитного договора.
-
Транзакционный риск. Это риск для прибыли банка, который является следствием обмана, ошибки или невозможности предоставления клиенту продукта или услуги.
Коммерческий банк должен предоставлять клиенту стопроцентную уверенность в совершении сделок и полную удовлетворенность работой сервиса. Клиенты очень недоверчиво относятся к дистанционному обслуживанию.
Так, могут возникнуть проблемы с интернет мошенничеством. Это могут быть вирусные атаки, попытка проникновения в компьютер банковской сети внешним путем, а так же проникновение к банковской конфиденциальной информации со внутренне сети, что является самым опасным, поскольку сами сотрудники очень хорошо знают программы и все их нюансы. Отсюда и возникает необходимость коммерческих банков вовремя обнаруживать и эффективно предотвращать такого рода ситуации.
-
Стратегический риск. Данный вид риска характеризуется возможностью принятия неверных управленческих решений. Это говорит о том, что коммерческие банки должны тщательно прорабатывать стратегию развития своей деятельности.
Например, банк может определить неверный набор продуктов и услуг для своих клиентов, следовательно это приведет к нецелесообразным затратам на обслуживание и развитие в части дистанционного обслуживания. Коммерческий банк понесет крупные затраты и не получит достаточно прибыли, поскольку включил в программу нерентабельные услуги и продукты. Тем более, что коммерческие банки зачастую предлагают бесплатное пользование дистанционными программами.
-
Операционный риск. Данный риск связан с появлением прямых и косвенных потерь. Это происходит из-за разницы в характере деятельности банка и масштабах функционирования, между требованиями банка к выполнения операций дистанционного обслуживания и процесса проведения операций.
Замечание 2Для того, чтобы уменьшить влияние операционного риска, при дистанционном обслуживании, необходимо иметь высококвалифицированный, соответствующую систему безопасности.
-
Риск репутации. Данный вид риска представляет собой возможное или имеющееся влияние на капитал банка, которое появляется вследствие плохого отзыва общества о банке.
На репутацию банка может повлиять неспособность банка отвечать по своим обязательствам, осуществлять те операции и предоставлять те продукты, которые были заявлены маркетинговой службой, либо сложности временного характера в исполнении обязанностей.
Здесь, главным является хорошо организованная служба маркетинга коммерческого банка. Данная служба должна осуществлять свою деятельность (предоставление клиентам рекламы и т.д.) только исходя из фактически имеющихся услуг, продуктов, программ и т.д.
-
Правовой риск. Данный риск является следствием нарушения законодательства. Можно выделить следующие аспекты правового риска для дистанционного банковского обслуживания:
- Касаемо международного обслуживания – не все банки принимают электронную подпись для договоров, которые заключаются электронным способом.
- В разных странах различные виды лицензирования банковской деятельности.
- Сложность в обеспечении необходимого уровня безопасности, предписанного законодательством.
Помимо этих рисков существуют так же риск ликвидности, процентный, рыночный и т.д., но,именно на рассмотренных рисках банкам необходимо сконцентрировать свое внимание, поскольку они являются самыми убыточными для деятельности коммерческих банков.