Сущность, основные задачи и принципы банковского менеджмента
Банковский менеджмент представляет собой систему управленческих воздействий, которые производятся организационными структурами кредитных организаций. Они обеспечивают своевременность и непрерывность движения финансовых ресурсов для достижения макро- и микроэкономических целей. В более узком понимании банковский менеджмент собой представляет систему управления кредитной организацией.
Задачи банковского менеджмента:
- обеспечение рентабельности
- максимизация прибыли
- оптимизация использования имеющихся ресурсов
- обеспечение ликвидности баланса банка
- обеспечение высокого качества предоставляемых услуг
- максимально полное удовлетворение потребности клиентов
- определение стратегических приоритетов, разработка перспективной политики
- максимально эффективное использование человеческих ресурсов
- определение доли рынка и анализ его конъюнктуры
- максимизация конкурентоспособности банковских услуг
- обеспечение гибкости принятия решений в условиях изменчивости внешней среды
- обеспечение эффективной системы контроля за выполнением поставленных задач.
Основные функции банковского менеджмента:
- планирование
- мотивация
- организация
- контроль
- координация
- исследование
- коммуникация
- принятие решений
- оценка
- подбор кадров и т. д.
Банковская деятельность всегда должна начинаться с постановки стратегических задач и разработки комплекса мер по их реализации. Этот процесс называется стратегическое планирование. Данный этап можно с уверенностью считать наиболее ответственным. Ошибки, допускаемые в процессе стратегического планирования, могут выливаться в весьма негативные последствия для банковского учреждения и его долгосрочных перспектив.
Основные принципы банковского менеджмента:
- ориентация финансово-кредитного учреждения на потребности рынка (спрос) и максимальное соответствие запросам клиентов
- непрерывное стремление к максимизации эффективности деятельности с целью достижения оптимальных результатов и уменьшения издержек
- анализ рыночной конъюнктуры, корректировка и приведение в соответствие с ней задач, целей, программ банковского учреждения
- ориентация на передовые технологии и системы принятия управленческих решений
- рациональный подбор человеческих ресурсов
- эффективное использование и развитие человеческого капитала и т. д.
Сущность, цели и задачи банковского маркетинга
Банковский маркетинг представляет собой процесс, включающий в себя производство и планирование актуальных для рынка банковских продуктов, исследование конъюнктуры рынка, налаживание эффективных коммуникаций, ценообразование и т. д.
Основные цели банковского маркетинга:
- максимизация прибыли посредством предоставления качественных банковских услуг, наиболее востребованных потребителем
- завоевание и дальнейшее удержание рыночной доли
- создание положительного имиджа мнения о банке и предоставляемых им услугах.
Основные задачи банковского маркетинга:
- обеспечение рентабельности и конкурентоспособности банка на динамичном и постоянно меняющемся рынке финансовых услуг
- обеспечение ликвидности банковского учреждения, соблюдение интересов вкладчиков и кредиторов, а также поддержание положительного имиджа
- эффективное и качественное удовлетворение запросов и потребностей клиентов
- поиск и разработка новых потребностей в банковских услугах, осуществление маркетинговых исследований
- привлечение новых клиентов
- поддержание имиджа банка как организации надежной и максимально ориентированной на потребности клиентов.