Методы управления банковскими системами
Управление банковской деятельностью выделяет два тесно связанных между собой метода управления:
- Управление как банковской системы в целом, так и ее отдельных частей Центральным банком;
- Самоуправление. Здесь, управление исходит со стороны коммерческих банков над самими собой.
Управление банковской системой со стороны Центрального Банка заключается в следующем:
- управление собственной деятельностью как, главным органом банковской системы;
- стратегическое управление развитием все банковской системы страны;
- управление текущей деятельностью банков. Предполагает своевременное и качественное пересмотрение банковского законодательства;
- создание обязательных для всех правил осуществления деятельности, которые приведут к улучшению развития коммерческих банков, а так же оказание банкам необходимой помощи.
- управление деятельностью каких-либо кредитных организаций в отдельности, в срочных случаях.
Принципы эффективного управления
Рассмотрим основные принципы эффективного управления банковской системой:
- Принцип управляемости. Целью данного принципа является обязательный контроль развития банковской системы. Так, необходимо создание специализированных рабочих планов и программ, которые берут курс на эффективное развитие.
- Принцип эволюционности. В основе данного принципа лежит предотвращение принятия таких решений, которые по качеству подготовки не соответствуют предыдущему уровню развития банковской системы.
- Принцип адекватности. Данный принцип требует соответствия банковской системы и всех ее элементов настоящим потребностям экономического сектора.
- Принцип функциональной полноты. Он предполагает стабильное развитие банковской системы при условии наличия в ее составе различных видов кредитных организаций.
Управление Центральным банком банковской системы будет успешным только в том случае, если данное управление активно и успешно реализует законодательно закрепленные цели и функции.
Самоуправление банковской системой (т.е. когда коммерческие банки управляют сами собой) – это управление, которое затрагивает все процессы, характеризующие банковскую деятельность, которое осуществляется руководительским составом каждого банка и его работниками. Все лица, ответственные за управление деятельностью, должны действовать в соответствии с правилами, которые установлены действующим законодательством и Центральным банком страны.
Существуют два похода, целью которых является оценка качества управления банками:
- Косвенный. Данный подход позволяет оценить уровень управления в том или ином банке. Минусом является то, что результаты такой оценки не подкреплены никакими аргументами. Нельзя выяснить дальнейшие перспективы развития конкретного банка, по какому принципу осуществляется процесс управления и т.д.
- Управленческий. Данный подход обеспечивает прямую оценку качества управления банком.
Деятельность Центрального банка как главного управляющего органа банковской системы
Центральный банк выполняет следующие функции:
- разработка и внедрение единой денежно-кредитной политики;
- полная монополия на выпуск и ввод в обращение денежных знаков;
- составление и установка правил осуществления банковских операций, атак же операций бухгалтерского учета;
- осуществление деятельности касающейся созданию, лицензированию новых кредитных организаций, а так же ликвидации уже имеющихся на рынке банковских услуг банков;
- Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
- выполняет некоторые банковские операции, либо по поручению правительства, либо для других кредитных организаций;
- регулирует валютное законодательство, а так же выполнение операций с наличной и безналичной валютой;
- осуществляет валютный контроль.
Исходя из функционала Центрального банка, можно точно сказать, что именно он управляет банковской системой.