Заказать работу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методические пособия
Бизнес-планы

Методическое пособие по написанию бизнес-плана, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Бизнес план аптеки

Аптечный бизнес сегодня можно считать одним из наиболее успешных предприятий в России. Так, потребительский спрос на лекарственные препараты продолжает расти. Прежде чем открыть аптеку, требуется составить правильный бизнес-план, который поможет детально рассмотреть организационные и финансовые вопросы.

Исследование конкурентной среды

Открытие аптеки требует оценки деятельности конкурентов, работающих в близлежащей местности (в радиусе километра). Это поможет исключить негативный опыт в реализации собственного предприятия. Конкуренцию могут составить следующие категории:

  1. Местные сети аптек. Такие точки расположены по всему городу, что позволяет владельцу контролировать ценовую политику и оперативно реагировать на любые изменения. Постоянные покупатели становятся участниками различных бонусных программ и скидок.
  2. Крупные национальные сети аптек. Ассортимент формируют здесь отделы маркетинга без учета местной специфики, а покупки продукции оптом позволяют делать существенные скидки на товар.
  3. Точки, функционирующие по классическому принципу. Такие аптеки посещает, в основном, аудитория покупателей старшего и среднего возраста, которая не изменяет своим предпочтениям на протяжении длительного времени. При этом цены здесь будут более высокими, в сравнении с приведенными выше группами, а ассортимент шире.
  4. Интернет-аптеки. Онлайн-покупки лекарственных препаратов пока не настолько развиты, как прямые продажи, что обусловлено низким уровнем доверия со стороны потенциальных покупателей.

Оценка месторасположения и выбор подходящего помещения

Оценивая варианты правильного выбора месторасположения вашей аптеки, следует обратить внимание на такие нюансы:

  1. Расположение на улицах с большой проходимостью людей. Залогом успешных продаж здесь будет расположение поблизости продуктовых магазинов или торговых центров.
  2. Открытие аптеки непосредственно в ТЦ. Такая аптека будет отличаться высоким показателем рентабельности, полным отсутствием конкуренции (арендодатели, как правило, настроены на сотрудничество с одним владельцем аптеки на своей территории).
  3. Размещение аптеки на территории больших спальных районов. Здесь необходимо определиться с выбором подходящего места для открытия аптеки, изучив предварительно близлежащую территорию и специфику работы рядом стоящих заведений.

Следует учитывать и стоимость проведения ремонтных работ в выбранном помещении, которая должна быть невысокой. В качестве оптимального варианта может оказаться помещение с наличием всех необходимых для реализации проекта комнат, которые при этом будут регламентированы требованиями условий лицензии.

Увеличат расходы предпринимателя проводимая реконструкция в здании (с целью адаптации под специфику его будущей деятельности) и необходимость разрешительной документации на нее.

Нужно также провести оценку входной группы. Так, существенным препятствием для определенного потенциального покупателя может стать наличие большого числа ступеней.  Большие витражи позволяют размещать рекламу визуального характера. Наличие удобной автостоянки значительно увеличит количество потенциальных посетителей.

Инвестиционные вложения

Одним из важных этапов открытия аптеки станет подготовительный, который включит в себя определенные затраты, требуемые для подготовки вашего предприятия к непосредственному открытию. Основную статью расходов составят:

  1. Затраты на поиск подходящего помещения. Их стоимость определяется индивидуально, в зависимости от площади здания, его расположения и других важных нюансов.
  2. Затраты на процедуру получения пакета разрешительной документации (специальная лицензия, БТИ, СЭС и др.).
  3. Расходы по установлению сигнализации охранного (ценовая политика будет отталкиваться от режима работы) и пожарного типа.
  4. Приобретение аптечного оборудования (стоимость будет зависеть от его разновидности).
  5. Монтирование, а также подключение линий коммуникации (интернета, телефонов).
  6. Автоматизация помещения посредством покупки и установки соответствующей оргтехники.
  7. Затраты рекламного и маркетингового характера (на изготовление и дальнейшую установку вывесок, наружной рекламы, презентационной рекламной кампании накануне открытия аптеки));
  8. Затраты на подбор персонала посредством сотрудничества с кадровыми агентствами.

Маркетинг-план

Предпринимателю стоит акцентировать внимание на решении важных организационных вопросов при составлении бизнес-плана.

Стоит обратить внимание на оформление фасада, а также наружной рекламы. Оценка фасада предусматривает учет его «просматриваемости» для прохожих и проезжающих мимо водителей. Вход в помещение аптеки должен бросаться в глаза прохожим, особенно в темное время суток, поэтому его лучше подсветить. Наружная реклама должна быть максимально привлекательной для потенциальных покупателей, она может информировать их о новых товарах, дополнительных услугах и пр.

Имеет смысл исследовать окружающую конкурентную среду на предмет посещаемости людей. Места максимальной проходимости людей должны быть отмечены вашей рекламой в виде штендеров с указателями направления расположения аптеки.

Рекламную кампанию можно проводить в специализированных заведениях, например, частных стоматологических кабинетах, поликлиниках, магазинах оптики и др. Это существенно увеличит число ваших потенциальных клиентов.

Что касается калькуляции расходов, необходимых для открытия аптеки, то они будут варьироваться, в зависимости от многих факторов, в частности, способа выбора помещения (аренда или покупка), его площади, разновидности приобретаемого оборудования, проведения рекламных кампаний и пр.

Важно избегать неупорядоченной рекламы, которая ведет к избытку представленного разнообразия товаров, когда у покупателя «рассеивается внимание», и он, в конечном итоге, не выбирает ничего, теряясь в ассортименте товаров.

Также важное значение обретает зонирование аптеки, что предусматривает расположение витрин таким образом, чтобы это способствовало максимальному увеличению числа активно продаваемых товарных зон и уменьшению слабоактивных. Что касается задействования внешних коммуникаций, эффективность которых отмечена ранней стадией развития нового бизнес-проекта, то они могут характеризоваться различными промо акциями с привлечением промоутеров для раздачи рекламных листовок.

Анализ рисков

Дисконтированный срок окупаемости вашего бизнес-проекта в среднем будет составлять около 10 лет. За такой большой период возможны разные события, способные отрицательно повлиять на окупаемость проекта.

Так, например, может наблюдаться снижение рождаемости, как одного из наиболее значимых соцфакторов, способного спровоцировать снижение покупательной способности населения в отношения покупки лекарственных препаратов для новорожденных, а также детей раннего возраста.

Также возможно повышение неналоговых платежей и налоговых ставок, что может выступить «провокатором» налоговой нагрузки на предприятие и как следствие, - к снижению уровня доходов.

Увеличение арендной стоимости представляет один из важных экономических факторов, однако возможным это может быть при условии роста цен на лекарственный препараты.

Таким образом, можно сделать выводы о важности предварительного составления бизнес-плана с учетом детального рассмотрения всех значимых вопросов, как организационного, так и финансового характера. В этом помогут специалисты, работающие на сайте Автор24, куда вы можете обратиться по поводу составления бизнес-плана индивидуально для вашего проекта.