Сущность и принципы антикризисного управления
При рациональном подходе к процедуре антикризисного управления под ним непосредственно понимается совокупность мер, начиная с предопределения возможности проявления кризисной ситуации и заканчивая разработкой и применением мер по ее устранению. Поэтому наиболее полно определение антикризисного управления выглядит так:
Антикризисное управление – комплекс управленческих мероприятий, характеризующийся всеобъемлющим характером воздействия, системностью, направленный на минимизацию и/или полное устранение отрицательного воздействия неблагоприятных изменений внутренней и внешней среды на предприятие путем использования всех возможностей современного менеджмента параллельно с разработкой и принятием стратегической программы развития бизнеса, позволяющей гибко и адекватно реагировать на любые изменения конъюнктуры экономики.
Необходимость применения и знания приемов антикризисного управления определена обычно стратегическими целями организации, она определена необходимостью преодоления кризиса и минимизации ущерба от его проявления. Вся суть антикризисного управления обусловлена некоторыми его признаками, которые прослеживаются и применимы к любой сфере деятельности:
- Любой кризис можно предвидеть
- Проявление кризиса поддается ускорению, предварению, сдвигу во времени
- К проявлению кризиса нужно быть готовым всегда
- Последствия кризиса возможно минимизировать
- Проявление кризиса управляемо, но до определенного момента
Управление любой экономической системой в некоторой степени всегда носит антикризисный характер.
Проблемные вопросы в сфере антикризисного управления
В период вхождения организации в полосу кризисного пути процесс управления ею становится автоматически антикризисным. Недостаточное внимание к такому положению дел несет в себе потенциальную угрозу банкротства, а своевременно же принятые меры способны минимизировать ущерб и максимально смягчить протекание кризисной ситуации.
Спектр проблем сферы антикризисного управления широк. Однако условно можно представить спорные вопросы в четырех группах.
- Первая из них связана с вопросами предопределения и предвидения кризисных ситуаций.
- Второй комплекс вопросов охватывает проблемы определения центров жизнедеятельности организации. Прежде всего здесь имеются в виду методологические проблемы жизнедеятельности бизнеса. В ходе решения подобных вопросов идет формирование миссии организации и цели управления ею, предопределяются возможные пути, способы и механизмы принятия управленческих решений при проявлении кризиса.
- К третьей группе относятся проблемы, связанные с дифференциацией технологии управления. Здесь в обобщенном виде представлены проблемы возможности прогнозирования кризиса, возможные варианты поведения системы в период кризиса, поиск каналов информации. При этом важно помнить, что всегда существуют ограничения: во времени, уровне квалификации сотрудников, ограниченность доступа к каналам информации и т.д. К этой же группе можно отнести проблемы, связанные с процессом разработки инновационной стратегии, способствующей плавному выведению организации из кризиса.
- Четвертая группа проблемных аспектов связана с персоналом фирмы, а именно с конфликтологией и селекцией персонала, что всегда присутствует при кризисной ситуации. Нельзя не уделять внимание и инвестированию антикризисных мер, маркетинговой политике, процедуре банкротства и возможности санации.
Состав и разнообразие проблем, связанных с антикризисным управлением, говорит о том, что это особый вид управления, который обладает как общими для процесса управления характеристиками, так и своими специфическими особенностями.